(1)Однажды ко мне на вахту, октябрьскую, осеннюю, ненастную,
прилетели скворцы. (2)Мы мчались в ночи от берегов Исландии к
Норвегии. (3)На освещенном мощными огнями теплоходе. (4)И в этом
туманном мире возникли усталые созвездия...
(5)Я вышел из рубки на крыло мостика. (6)Ветер, дождь и ночь сразу
стали громкими. (7)Я поднял к глазам бинокль. (8)В стёклах
заколыхались белые надстройки теплохода, спасательные вельботы,
тёмные от дождя чехлы и птицы — распушённые ветром мокрые
комочки. (9)Они метались между антеннами и пытались спрятаться от
ветра за трубой.
(10)Палубу нашего теплохода выбрали эти маленькие бесстрашные
птицы в качестве временного пристанища в своём долгом пути на юг…
(11)Конечно, мне сразу вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит
снег, а деревья проснулись. (12)И всё вообще вспомнилось, что бывает
вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская
весна и прилетают грачи и скворцы. (13)Это не опишешь. (14)Это
возвращает в детство. (15)И это связано не только с радостью от
пробуждения природы, но и с глубоким ощущением родины, России…
(16)И пускай ругают наших русских художников-реалистов за
старомодность и простоту сюжетов. (17)3а именами Саврасова,
Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в
искусстве радость жизни. (18)Скрывается именно русская радость, со
всей её нежностью, скромностью и глубиной. (19)И как проста русская
песня, так проста наша живопись.
(20)И в наш сложный век, когда искусство мира мучительно ищет
общие истины, когда запутанность жизни вызывает необходимость
сложнейшего анализа психики отдельного человека и сложнейшего
анализа жизни общества, — в наш век художникам тем более не
следует забывать об одной простой функции национального искусства
— будить и освещать в соплеменнике чувство родины.
(21)Пускай наших пейзажистов не знает заграница. (22)Чтобы не
проходить мимо Серова, надо быть русским. (23)Искусство тогда
искусство, когда оно вызывает в человеке ощущение пусть
мимолетного, но счастья. (24)А мы устроены так, что удивительное,
самое пронзительное ощущение счастья возникает в нас тогда, когда
мы ощущаем любовь к России, гордость за Отечество. (25)Я не знаю,
честно говоря, есть ли у других наций такая нерасторжимая связь
между эстетическим ощущением и ощущением родины...
Скворцы пробудили в душе автора текста, писателя и публициста В.
Конецкого, воспоминания о Родине, о русском искусстве и множество
других тёплых чувств, для которых он пытается найти точные слова и
образы. Автор использует приём ___ (деревья проснулись), да и
необычная характеристика звёзд ___(усталые звёзды) – тоже родился на
основе этого приёма.
Размышления Конецкого рождены воспоминаниями, и он даже
использует __ («вообще вспомнилось», «Вспомнился Саврасов» в пр.
11, 12). Слова звучат как доверительный рассказ, в тексте использован
приём___ (см. пр. 2, 3) и конструкции с ___ (пр. 4, 10, 15). Кажется,
автору бы очень хотелось, чтобы и мы, читатели, тоже вспомнили о
любимых русских художниках, композиторах, писателях, о том, что нам
особенно дорого в русской культуре, что действительно согревает нам
душу и дарует высокое эстетическое наслаждение. Сам Конецкий,
вспоминая о самых дорогих его сердцу живописцах, использует такое
синтаксическое средство, как ___ (пр. 17, 18). А предложение 22 звучит
как ___. Нельзя не обратить внимание на ___(пр. 19) и на ___
«пронзительное счастье»(пр.24), которые во многом отражают
авторское мировосприятие, его видение русского искусства, его чувство
Родины.
Список терминов (в данной рецензии один термин использован дважды)
1) лексический повтор 2) парцелляция
3) олицетворение 4) эпитет
5) разговорная лексика 6) сравнительная конструкция
7) ряды однородных членов 8) многоточие 9) побудительные конструкции 10) афоризм
11) синонимы 12) оценочная лексика
13) литота 14) фразелогизм
15) метонимия 16) канцеляризмы