Вплоть до последнего времени у аварцев, как и других народов Дагестана, сохранились многочисленные пережитки доисламских верований, функционировавших на этой территории с древнейших времен. Обобщенное наименование комплекса ранних форм религии, предшествовавших появлению более развитых монотеистических религий, - язычество. Наиболее четко по полевым материалам выделяются реликты тотемизма, магии, шаманства, культов политеистических природных и домашних божеств.
В верованиях аварцев сохранились реликты воззрений и ритуалов, связанных с культами различных божеств. Они отражают более высокую ступень развития человеческого общества и его идеологии, когда появление частной собственности, социального и имущественного неравенства повлекло за собой возникновение представлений о божествах-"хозяевах" и покровителях различных природных стихий, явлений, территорий, областей человеческой деятельности и складыванию их пантеона во главе с верховным божеством.
Свои сверхъестественные хозяева по представлениям аварцев, были и у дома, домашнего хозяйства. Они были двух типов - покровители и антагонисты.
В обрядовой практике аварцев до недавнего времени сохранились реликты такой своеобразной формы религии, как шаманство. Шаманство основывается на представлении о возможности общения с миром духов с помощью специального посредника, осуществляющего эту связь в состоянии экстаза. Это универсальное явление в истории религии, практически многие народы мира на определенной ступени своего развития проходили через эту форму религии, в том числе и народы. Дагестана. Согласно бытовавшим у аварцев представлениям, наряду с миром людей существовал параллельный ему незримый мир духов-джинов. Считалось, что они живут такими же сообществами, как и люди. По традиционным воззрениям, джины делились на белых и черных. Хотя все джины, как считалось, являлись антагонистами человека и вредили ему, тем не менее белые джины считались более доброжелательными к людям. Именно к ним обращались за помощью в трудных случаях жизни: когда кто-то болел и его не могли вылечить традиционными способами, для выяснения причины заболевания и способа его излечения, для нахождения пропавших вещей и, в случае кражи, выявления виновника, выяснения судьбы пропавших родственников. Связь с джинами осуществлялась через особых лиц, выполнявших посредническую миссию между миром людей и миром духов. В качестве таковых выступали обычно ученые - алимы, муллы. Часто они использовали в качестве помощников детей в возрасте 7-12 лет независимо от пола.
Реликты древних воззрений нашли свое отражение и в такой области ислама, как культ святых. Это выразилось во включении в число святых мест, наряду с пирами и зияратами мусульманских святых, некоторых природных объектов - горных вершин, скальных проходов и т.д. У аварцев такими культовыми центрами являлись гора Бахарган на границе Андийского и Гумбетовского районов, Седло-гора в Центральной Аварии, гора Аддала-Шухгельмеэр в Западном Дагестане, скальный проход у вершины горы Вали, у сел. Церетли Гумбетовского района и т.д.
И сегодня у аварцев, как и у других народов Дагестана, на бытовом уровне сохраняются многие осколки древних религиозных верований.
вот как то так прочитай и напиши