Духовная сфера жизни общества - это подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворить потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека.
В духовной жизни выделяются:
- процесс воспроизводства индивидуального и общественного сознания; личностного и общественного мировоззрения через удовлетворение потребностей и интересов по их развитию;
- научная жизнь;
- художественно-эстетическая жизнь;
- образовательно-воспитательный процесс в обществе;
- духовно-нравственная жизнь;
- функционирование религии, свободомыслия и атеизма;
- информационная жизнь общества.
Мораль в структуру духовной жизни общества включается определенной стороной: процессами осмысления роли и значения нравственности, ее категорий, норм и принципов для функционирования духовной жизни.
Основные функции духовной жизни общества:
а) Общие: воспроизведение индивидуального и общественного сознания; создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей; мировоззренческая; методологическая; регулятивная; коммуникативная и др.
б) Видовые: научно-познавательная; художественно-эстетическая; образовательно-воспитательная и др.
Особенности научного знания:
1.Оно отражает закономерное, существенное, качественное в материальном мире.
2. Это систематизированное, концептуальное (теоретическое) знание, выраженное системой понятий, суждений, учений.
3. Научное знание – в основном истинное знание в единстве объективно-субъективного, абсолютного и относительного, конкретного и абстрактного. В науке возможны также заблуждения и ложное знание.
4. Оно предназначено для воплощения в сложной практической жизнедеятельности людей.
5. Это знание, полученное на основе специальных методик и средств (приборов).
6. Научное знание обладает доказательностью.
Художественно-эстетическая жизнь общества состоит в образно-творческом воспроизведении жизни людей, неживой и живой природы в формах художественного образа с помощью категорий возвышенного, прекрасного, совершенного, трагического и комического, серьезного и игрового, а также низменного, безобразного, несовершенного. Она включает в себя искусство, народную художественную культуру, элитарную и массовую культуру, различные художественные субкультуры.
Религиозная вера складывается из:
1) собственно веры, т. е. убеждения в правильности основ религиозного учения;
2) знания о наиболее существенных положениях вероучения;
3) признания и следования нормам нравственности и культа, содержащихся в религиозных требованиях к человеку;
4) соблюдения норм и требований, предъявляемых к повседневной жизни верующего человека.
О роли мировых и других религий в современном мире говорят следующие данные:
1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих мировых религий. Подсчитано, например, что сторонниками христианства сегодня являются 1,99 млрд. человек, ислама – 1,19 млрд. человек, буддизма – 359 млн. человек.
2. В ряде стран мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее, влияние религии на жизнь современного общества остается значительным. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной.
3. Многие религии являются источниками нравственных и художественно-эстетических ценностей и норм, регулируют повседневную жизнь людей, хранят принципы общечеловеческой морали. Роль таких религий в возрождении и приумножении культурного наследия, приобщения к нему людей весьма значительна.
4. К сожалению, религиозные противоречия продолжают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, фактором разъединения и противоборства. Религиозный агрессивный фанатизм гу-бителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.
Свобода совести, таким образом, включает три свободно выбираемых человеком варианта ориентированности своего мировоззрения и личной позиции:
- верить в любую религию, свободно выбирать вероисповедание;
- не верить ни в какую религию, придерживаться атеистических взглядов и убеждений;
- свободно, без преследований, осуществлять критику любой религии или атеизма на основе взаимоуважения и толерантности.