Первоначально было языческое обожествление природы, представления о священности всего живого, доминирующие в ряде религий Востока до сих пор. В настоящее время экоцентризм декларируется активистами зеленого движения преимущественно как принцип экологического императива.
В Индии во все периоды расцвета ее культуры наблюдается восторг перед жизнью, природой.
Представления об особом положении человека в Природе происходят из христианского учения о человеке как подобии Бога. Объективный характер антропоцентризма предполагает антропный принцип, согласно которому строение вселенной предопределено необходимостью развития человека.И рече Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию; да обладает он над рыбами морскими, и зверями земными и птицами небесными, и скотами и всею землею.“Библия”,
Бытие, 1, 26
Язычество – поклонение матери-природы, силам ее. Христианство – отрицание природы. Во всем Евангелии о природе сказано два-три слова.
Отношения природы и человека - это отношения двух культур, каждая из которых по-своему "социальна", общежительна, обладает своими "правилами поведения". И их встреча стоится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры – плод исторического развития... Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может.