Ограничившись пока общим представлением о рынке, его структуре и механизме конкуренции, обратимся к его преимуществам и недостаткам. Кроме того, коротко остановимся на роли государства в рыночной экономике.
К преимуществам рынка обычно относят:
•эффективное распределение и использование ресурсов для производства необходимых обществу товаров и услуг;
•возможность успешного функционирования рынка при ориентации на исключительно ограниченную информацию: уровень цен и уровень затрат на различные ресурсы;
•высокую степень его гибкости и адаптации к изменяющимся условиям производства;
•быстрое использование достижений науки и техники;
•свободу выбора и действий предпринимателей и потребителей;
•способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества продукции;
•относительно быстрое восстановление нарушенного равновесия.
Основными недостатками рынка являются:
•отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения;
•отсутствие механизма защиты окружающей среды от производственной и иных видов деятельности;
•неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов;
•отсутствие гарантий на труд;
•неспособность содействовать развитию фундаментальных и прикладных исследований в науке;
•нестабильность развития и подверженность спадам производства и инфляционным процессам.
В связи с наличием проблем, решение которых с помощью рыночного механизма маловероятно, возникает необходимость участия государства в хозяйственной деятельности, проведения им экономической политики, отвечающей задачам национальной экономики. Исходя из объективной потребности обеспечения социально-экономического прогресса, государство призвано выполнять следующие две основные функции: первая — создание нормальных условий для работы рыночного механизма; вторая — дополнение рыночного механизма элементами, обеспечивающими решение важнейших проблем, разрешение которых с помощью рыночных отношений осуществить невозможно.
Выполняя вышеуказанные функции, государство несет ответственность за обеспечение антимонопольной политики, которая должна базироваться на законодательных актах, направленных на поддержание и развертывание конкуренции.