Революционные события в Мексике были порождены множеством противоречий в развитии страны в конце XIX — начале XX в. С одной стороны, английские, североамериканские, французские компании вкладывали всё большие капиталы в развитие местной промышленности, развернули строительство железных дорог, добычу нефти, редких металлов, производство электроэнергии. Промышленный рост способствовал становлению национальной буржуазии. Формировался рабочий класс. С другой стороны, в сельском хозяйстве господствовали традиционные полуфеодальные отношения. Земля принадлежала крупным помещикам-латифундистам, 2% землевладельцев держали в своих руках 70% всего земельного фонда страны. Хозяйство в латифундиях (крупных поместьях) основывалось на ручном полукабальном труде арендаторов-издольщиков и наёмных работников. Они были практически бесправны, находились в полной зависимости от владельцев латифундий.
Политическая жизнь страны определялась диктаторским режимом президента П. Диаса.
Выходец из низших слоёв общества, П. Диас избрал военную карьеру и вскоре стал известен как генерал, участвовавший в борьбе против французских интервентов (в 1860-е годы), а также выступавший против злоупотреблений и коррупции (подкупа, продажности должностных лиц). Он стоял также за то, чтобы никто не занимал государственный пост более одного срока. Однако после вторичного избрания в 1884 г. президентом страны П. Диас уже не захотел расставаться со своим постом. Лозунги, с помощью которых он получил популярность и власть, стали ненужными.
В начале XX в. престарелый каудильо (вождь) возглавлял режим, для которого было характерно сотрудничество с иностранным капиталом, преследование политической оппозиции, бесправие и жестокое подавление трудящихся, вытеснение с исконных земель и истребление индейского населения. В правящей верхушке царили родственные связи и коррупция. Газета «Эль Демократа» писала в то время: «Страна, подобная нашей, не может называться республикой, поскольку это слово означает подлинную и полную свободу, равенство, справедливость, прогресс и процветание, а в Мексике всё это отсутствует».
Недовольство большинства мексиканцев положением в стране выливалось в многочисленные стихийные выступления крестьян и рабочих, оппозиционное движение национальной буржуазии и интеллигенции. В начале
XX в. в условиях эмиграции возникла Мексиканская либеральная партия. Её руководители в 1906 г. опубликовали воззвание к народу и программу партии, в которых ставились задачи борьбы за конституционные гарантии, демократию, установление 8-часового рабочего дня и улучшение условий труда и жизни рабочих, введение обязательного образования для детей, возвращение индейцам отнятых у них земель и др. Активизация либеральных сил совпала с нарастанием забастовочного движения, выступлений против режима Диаса в самой Мексике.
Забастовки рабочих жестоко подавлялись полицией и войсками. В ответ сторонники либеральной партии, среди которых были люди с анархистскими взглядами, стали создавать вооружённые антиправительственные группы, а крестьяне — партизанские отряды. Событием, переполнившим чашу терпения, стало очередное избрание в 1910 г. П. Диаса на пост президента (чтобы обеспечить эту «победу», власти накануне выборов арестовали многих наиболее активных противников режима). Убедившись, что конституционным путём изменить положение невозможно, оппозиционные силы приняли решение о вооружённом восстании. Руководителем был избран Ф. Мадеро.
Франсиско Мадеро (1873—1913) родился в семье богатого землевладельца, получил образование во Франции и США. В 1904 г. начал политическую деятельность как противник диктатуры П. Диаса, но стоял за парламентские формы борьбы. Впоследствии он признавался: «Я никогда не думал, что способен взяться за оружие».
Мадеро установил связь с предводителями партизанских отрядов Эмилиано Сапатой и Франсиско Вильей. Днём начала революции стало 20 ноября 1910 г., когда против правительства выступили рабочие центрального промышленного района и крестьянские отряды в ряде штатов страны. Вскоре пар- ф мадеро тизанские отряды объединились в Освободительную армию, которая двинулась на столицу.