Алексей Величко – автор многопланового подробного исследования «История византийских императоров» в пяти томах.
Алексей Михайлович, некоторые западные исследователи отделяют Византию от Римской империи, игнорируя связь и преемственность между этими государствами. В чем Вы видите причину распространенности такого подхода?
К сожалению, эта историческая аберрация присуща не только некоторым западным историкам, но и российским. Причем, как легко обнаружить, мотивация носит разноплановый характер. В частности, задолго до 1453 г., когда пал Константинополь, на Западе уже назвали византийцев не иначе, как «греками», а Византийских императоров – Греческими царями. Объяснение просто: с Карла Великого, которого Римский папа Лев III 25 декабря 800 года венчал императорской короной в пику Византийским царям, с которыми находился в перманентной конфронтации, на Западе упорно стремились представить дело таким образом, что единственно легитимным преемником предыдущих правителей Римской империи является именно их государь. А Восток, погрязший в «схизме», представляет собой отпавшую часть некогда великого государства. Собственно говоря, чуть позднее этот алгоритм был перенесен на сугубо межцерковные отношения. И выходило так, будто единственной Церковью является Церковь Римская. А Восточная церковь по причине, якобы, своего погружения в ересь, отпала от Кафолической Церкви.
Иными словами, в политической и идеологической борьбе с Востоком за признание себя центром христианской цивилизации Запад шел на очевидные исторические погрешности, закрепившиеся в общем сознании. Это был очевидный способ принижения, умаления достоинства восточных римлян, дабы добиться своей цели. Хотя сами византийцы до последнего дня существования своего государства называли себя не иначе, как «ромеи» - греческий вариант термина «римляне».
Следует также отметить, что в именовании византийцев «греками» была лишь доля правды. Действительно, еще с языческих времен восточная часть Римской империи была во множестве заселена греками, а греческая культура и греческий язык стали там довлеющими. Но все же, в этническом отношении Восток был чрезвычайно разнообразен. И не случайно впоследствии на императорском троне в Константинополе мы видим во множестве представителей армянского племени, исавров, испанцев, хазар, потомков германцев, венгров, и уж затем, в очевидном меньшинстве, греков.
Позднее эстафету оболгания Византии подхватили ученые мужи, хотя, объективности ради следует сказать, что сам термин «Византия» возник лишь в середине XIX века по имени столицы восточной части Римской империи, которая до святого и равноапостольного Константина Великого носила название «Византий». К слову сказать, древние византийцы, чрезвычайно трепетно относящиеся к старым традициям, сами нередко называли Константинополь «Византием». В результате термин закрепился и в науке, и среди обывателей, хотя любой серьезный ученый не имеет никаких сомнений в том, что представляет собой Византия.
Каково было значение Византии в средневековом мире, если сравнивать ее по уровню государственного и военного устройства с другими державами того времени?
Безусловно, Византия была и остается навечно праматерью христианской в целом и европейской в частности цивилизации. Более того, цивилизация ислама, арабский мир очень много заимствовал из культуры восточных римлян, византийцев. Но если говорить о конкретных периодах, то, как известно, Византия нередко находилась на грани существования. В период с IV по VI века Константинополь боролся с германским, готским элементом, едва не похоронившим Римскую империю и не уничтоживший христианство в ереси арианства. В VII веке ей пришлось пережить страшную 30-летнюю войну с Сасанидской Персией, закончившейся полным разгромом противника. Затем, с VIII по X века она грудью остановила арабскую экспансию, спасая и себя, и христианские государства Западной Европы. Вслед за этим – турецкое нашествие, и, наконец, разгром 1204 года, ставший предательством Запада по отношению и к христианской вере, и к своей праматери. Поэтому при общем чрезвычайно высоком культурном, военном, технологическом, политическом уровне развития Византия нередко претерпевала кризис, обусловленный внешними причинами.
В целом, можно смело сказать, что практически все политические, правовые и религиозные институты, которые составляют портрет христианской цивилизации, рождены гением Византии. Римское, византийское право действовало одновременно и на Востоке, и в Германии, и в Англии, и во Франции, и в Армении. Даже в XVII столетии в состав нашей «Кормчей» вошли многие византийские правовые памятники, в том числе законодательство императоров Исаврийской династии. Политические традиции «симфонии властей», принципиально не предполагавшей никаких жестких границ между государством и Церковью, утвердившие первенство императора в церковном управлении, его деятельное участие в догматических спорах и сохранении чистоты веры, также характерны и для Византии, и для Западной Европы, и для России.