Лермонтов — одно из самых высоких, героических имен в русской
литературе. Читатель Лермонтова при первом же прикосновении к творчеству
поэта ощущает себя стоящим у порога огромного и неповторимого
поэтического мира. Этот мир поражает и завораживает своей таинственной
глубиной и мощью, своим мужественным и трагическим строем. В поэтическом
мире Лермонтова господствует тот ни на что не похожий, но безошибочно
узнаваемый «лермонтовский элемент» (Белинский), который легче
почувствовать, чем определить и объяснить.
Трудность такого определения зависит не только от естественного
сопротивления, которое оказывает искусство неизбежно обедняющему его
анализу, но и от некоторой недоговоренности, недосказанности
лермонтовского поэтического творчества, остановленного на полном ходу и
далеко не реализовавшего всех своих великих возможностей.
И все же общие идеи, лежащие в основе поэзии Лермонтова,
поддаются определению и объяснению. Это — идеи личности и свободы,
которые утверждает поэт как самые высокие ценности и критерии. Лермонтов
нашел в этих идеях, существовавших и до него, особый аспект и воплотил
их со страстью, своеобразием и полнотой, неизвестными его
предшественникам в русской поэзии. Творчество Лермонтова, несущее эти
идеи, способствовало обострению критического сознания его современников и
было целиком направлено против бесчеловечности, рабства и духовной
косности. Но и в наши дни творчество Лермонтова сохраняет свое великое
революционизирующее значение, все еще подымает, тревожит и беспокоит.
Поэзия Лермонтова противостоит всяческому застою, регламентации мышления
и попиранию человеческой личности. В борьбе за человека, за его
достоинство, за его свободу, за его право на гордую и бесстрашную мысль,
в борьбе с бездумным благодушием и духовной неподвижностью беспокойная и
мятежная поэзия Лермонтова помогает нам и теперь, как она помогала
своим читателям в прошлом.