«Евгений Онегин» - труднейшее произведение А. С. Пушкина,
несмотря на видимую легкость и простоту. "Пестрота" глав, смена
приемов повествования, стройная композиция текста, оригинальность жанра -
все это говорит о принципиально новаторском литературном произведении -
«романе жизни». Новаторство «романа в стихах» проявилось прежде всего в
том, что Пушкин нашел принципиально новый тип героя - «героя времени».
Таким персонажем стал Онегин.
Евгений Онегин - блестящий столичный аристократ, получивший модное для того времени воспитание:
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно...
Но «истинным гением» Онегин был в «науке страсти нежной».
«Забав и роскоши дитя» не обременял себя государственной службой, у
него была более тяжелая служба - служба светского человека.
День начинался после полудня с выбора дома, куда он
поедет вечером, потом прогулка по бульвару (обязательный моцион денди),
«когда недремлющий брегет» звонил, Онегин ехал обедать, потом, по звону
брегета - театр, но не для того, чтобы насладиться балетом, а только
чтобы «обшикать Федру, Клеопатру», навести двойной лорнет «на ложи
незнакомых дам» и, наконец, кульминация дня - бал. И так («и завтра то
же, что вчера») восемь лет. Итог такой жизни: "... рано чувства в нем
остыли;/ Ему наскучил света шум". Вполне закономерно, что «русская
хандра / Им овладела понемногу». Герой покидает светское общество,
«зевая» пытается взяться за дело, увы! Результат - тоска.
Затворничество Онегина - его необъявленный конфликт со
светом в первой главе, с обществом деревенских помещиков во второй.
Пушкин замечает, что «неподражательная странность» - своеобразный
протест против социальных и духовных догм. В петербургской жизни Онегин
«ничем заняться не умел». В деревне только «два дня ему казались новы», а
потом - «хандра ждала его на страже».
Служба, любовь, дружба, искренние чувства, привязанность к
человеку, ответственность за него, счастье, тепло, уют семейной жизни -
этого не предполагает светская жизнь.
Онегин - холодный рассудочный человек. Он не верит в
любовь и не способен любить. Это душевная диспропорция и стала причиной
драмы несостоявшейся любви.
Дружба... Автор первый иронично замечает об отношениях
Онегина и Ленского: «от делать нечего друзья». Дуэль между вчерашними
«друзьями» (кульминация этой сюжетной линии) - следствие равнодушия и
боязни злоязычия «старого дуэлиста» Зарецкого. Онегин стал пленником
старого своего кумира - «общественного мненья».
Итог романной жизни Онегина печален:
Убив на поединке друга,
Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел.
Онегин оказался «умной ненужностью», он закрылся от ценностей светских, но не открылся для общечеловеческих.