Восьмисотые годы 19-го столетия ознаменовались бунтарским настроением
у крестьянского слоя населения в России. Все это отразилось на
творчестве большинства писателей и поэтов того времени, и А.С. Пушкин
исключением не стал. Повести «Дубровский» и «Капитанская дочка» стали
кульминацией революционных настроений в творчестве Пушкина. Острота и
злободневность недовольства среди крестьян в адрес государства здесь
показано наиболее красочно и в большем объеме, чем в других
произведениях автора. 30-е годы сильно изменили мировоззрение Пушкина,
вызвали эволюцию его сознания. После того, как декабристы потерпели
поражение, Пушкин обратил особое внимание на крестьян, их настроения и
желание бунта.
Летом 1832 г. Пушкин создает наброски «Капитанской дочки», а осенью
появляется «Дубровский». Эти два романа стали звеньями единой цепочки
образов, объединенных идеей и настроением, что видно по стилю и тематике
произведений.
«Дубровский» снимает шоры с глаз читателя, открывая самые
неприглядные и типичные стороны крепостников, помещиков, чиновников и
других власть имущих того времени. Реализм их поведения выворачивается и
выставляется напоказ с помощью точных и конкретных примеров, приводимых
Пушкиным, его персонажи двулики, лицемерны и непомерно жестоки.
Крестьяне, в свою очередь, являются объектом для сочувствия и
сострадания, а также восхищения их стойкостью, человечностью и добротой.
Прекрасный пример – кузнец Архип, ставящий жизнь
кошки выше своей собственной, спасший ее из горящего здания. Владимир
Дубровский же напротив, отображен менее реалистичным, вследствие особо
романтического настроя самого Пушкина по отношению к предводителю
восстания.