Повесть «Тарас Бульба» — одно из самых совершенных творений
Н. В. Гоголя. Оно стоило писателю огромного труда. В повести Гоголь
рассказывает о героической борьбе украинского народа за свое национальное
освобождение. Главные события происходят в Запорожской Сечи, в царстве свободы
и равенства. Это вольная республика, в которой живут люди широкого размаха,
абсолютно свободные и равные, где воспитываются сильные и мужественные
характеры. Для таких людей нет ничего выше на свете, чем интересы народа, чем
свобода и независимость Отчизны. В повести превосходно раскрывается атмосфера
могучего народного движения. Замечателен образ главного героя повести — Тараса
Бульбы.
Суровый и непреклонный Тарас Бульба ведет жизнь, полную
невзгод и опасностей. Он не был создан для семейного очага. Его «нежба» —
чистое поле да добрый конь. Увидевшись после долгой разлуки с сыновьями, он
назавтра же спешит с ними в Сечь, к казакам. Здесь его подлинная стихия. Гоголь
пишет о нем: «Весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой
прямотой своего нрава».
Человек огромной воли и недюжинного природного ума,
трогательно нежный к товарищам и беспощадный к врагу. Он карает польских
магнатов и защищает угнетенных и обездоленных. Это могучий образ, овеянный
поэтической легендой, по выражению Гоголя, «точно необыкновенное явление
русской силы».
Тарас Бульба — это мудрый и опытный вожак казацкого войска.
Его отличали «умение двигать войском и сильная ненависть к врагам». Вместе с
тем Тарас не противопоставлен окружающей среде. Он любил простую жизнь казаков
и ничем не выделяла среди них.
Образ Тараса воплощает в себе удал и размах народной жизни.
Это человек большого накала чувств, страстей, мыслей. В нет* нет ничего
эгоистического, мелкого, корыстно го. Его душа проникнута лишь одним стрем
лением — к свободе. Вот почему с таксм ненавистью говорит он о ничтожных душа:
предателей: «Знаю, подло завелось теперь н; земле нашей: перенимают черт знает
как и бусурманские обычаи; гнушаются языкоь своим; свой народ продают...».
Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью, Служению
товариществу, Отчизне он отдавал всего себя безраздельно. Цеш в человеке прежде
всего его мужество и преданность идеалам Сечи, он беспощаден к изменникам и
трусам.
Сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на
территорию врага в надежде повидать Остапа! Потрясает драматизме* знаменитая
сцена встречи отца со старшим сыном. Затерявшись в толпе чужих людей Тарас
смотрит, как выводят на лобное месте его сына. Что почувствовал старый Тарас,
когда увидел своего Остапа? «Что было тогда Е его сердце?» — восклицает Гоголь.
Но ничем не выдал своего страшного напряжения Тарас. Глядя на сына,
самоотверженно переносящего лютые муки, тихо приговаривал он: «Добре, сынку,
добре!».
Столь же крупно и выразительно раскрывается характер Тараса
в трагическом конфликте с Андреем. Любовь не принесла Андрею счастья, она
отгородила его от товарищей, от отца, от Отчизны. Такое не простится даже
храбрейшему из казаков, и печать проклятия легла на чело предателя: «Пропал,
пропал бесславно, как подлая собака...». Измену Родине никто не может ни
искупить, ни оправдать.
Писатель рисует огромное нравственное превосходство Тараса и
его соратников над Андреем. До чего мерзок человек, предавший свою Родину! И
жизнь его бесславна, и смерть позорна. Тарас, человек суровой и вместе с тем
нежной души, не чувствует никакой жалости к сыну-изменнику. Без колебаний он
совершает свой приговор: «Я тебя породил, я тебя и убью!». Эти слова Тараса
проникнуты сознанием величайшей правды того дела, во имя которого он
казнит сына.
Создавая героический образ Тараса Бульбы, Н. В. Гоголь не
пытается идеализировать его. В нем перемешаны нежность и грубость, серьезное и
смешное, великое и малое. Гоголь мечтал о сильном, героическом характере.
Именно таким является Тарас.