Обломов И. А. Гончарова – это роман о человеке, борющемся с самим собой. Среди испытаний, выпавших на долю героя, наиболее трудным для него оказалось испытание любовью. Основная сюжетная линия романа – взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской.
Преданность, безотчетная нежность, воплощенные в бескорыстной материнской любви, – вот идеал Обломова. Интуитивно Илья понимает, что в чувствах Ольги от этого не найдёт. Действие, решительность в поступках – эти требования со стороны Ольги – испугали Обломова.
Агафья Матвеевна Пшеницына – женщина, олицетворяющая ту умиротворенность, о которой мечтал Обломов .Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у ней почти не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил»
Чувство этой женщины проникнуто жертвенностью, самоотречением во имя любимого человека. Агафья словно пришла из сказок, рассказанных Илюше в детстве. «Его отношения к ней были гораздо проще: для него в Агафье Матвеевне, в ее вечно движущихся локтях, в заботливо останавливающихся на всем глазах, в вечном хождении из шкафа в кухню, из кухни в кладовую, оттуда в погреб …»
«Он сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя… »
«Но ему не было скучно… »
«И главное, все это делалось покойно... »
«Тоски, бессонных ночей – ничего не испытывал он» .
«Никаких понуканий, никаких требований не предъявляет Агафья Матвеевна» .
Жизнь у Агафьи напоминала ему жизнь в родной Обломовке.
Было тепло, покойно и сытно.
Она родила ему сына Андрея (назвали как и Штольца, в память) .
Обломову было тепло, сытно, а главное – покойно с Агафьей, поэтому он её и выбрал.
Жизнь – это покой и праздность для Обломова. Состояние печали, трагичности – таков результат испытания любовью.
«Если Штольц – антипод Обломова, то Пшеницына в такой же степени – антипод* Ольги… » Критик Ю. М. Лощин.