Сочинение по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»
И. Грабарь — известный русский художник-пейзажист, ученик И.Е. Репина,
певец зимы, снега, мороза. Всем нам хорошо знакомы такие его полотна,
как «Мартовский снег», «Зимний вечер», «Зимний пейзаж». Одно из лучших
его творений — картина «Февральская лазурь», написанная им в 1904 году.
На картине мы видим зимнюю березовую рощу. Это дерево всегда привлекало
внимание художника. «Что может быть прекраснее березы, единственного в
природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как все
остальные деревья на свете имеют темные стволы. Фантастическое,
сверхъестественное дерево, дерево-сказка. Я страстно полюбил русскую
березу…», — писал И. Грабарь. И именно березка подвигла его написать
этот прекрасный пейзаж. Вот как вспоминает об этом сам художник: «Я
стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому
строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы
ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности
снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической
красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги,
объединенных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой
красоты передать, то и это будет бесподобно», — подумал я. Февраль
стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце
светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и
перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не кончил картину…
Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не
только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернув его
лицевой стороной к синеве неба…».
На картине изображен чудесный февральский денек — радостный, солнечный,
морозный. На первом плане мы видим нежную белоствольную
красавицу-березу, обласканную солнечным лучом. Ветви ее широко
раскинулись и устремились в ослепительно синее, чистое, огромное небо.
На нем практически нет облаков. Внизу — свежий, искрящийся на солнце
перламутрово-бирюзовый снег. Жгучий, прозрачный, морозный воздух. На
заднем плане мы видим березовую рощицу, юные, тонкие, стройные деревца.
И здесь уже преобладают холодные тона, краски — солнце почти не
проникает в березовую чащу. Вся картина оставляет необыкновенно
радостное впечатление. Невольно вспоминаются нам пушкинские строки:
Под голубыми небесами Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Такое же радостное и умиротворенное впечатление создает эта картина
природы, созданная Пушкиным.
Художник использует белый, коричневый цвет и нежные, тонкие оттенки
синего — бирюзовый, перламутровый, сиреневый, лазурный. Да ведь и сама
картина называется «Февральская лазурь». Думается, это название очень
подходит этому пейзажу.
Картина мне очень понравилась. Она передает нежную, тихую и
величественную красоту русской природы.