Патриотизм Тараса Бульбы всепроникающ. Всепроникающая и его любовь к детям. Да и вообще ко всему окружающему он относится как-то по-отечески заботливо и душевно. Отчего погиб Тарас Бульба? А оттого он погиб, что нагнулся за люлькой, за курительной трубочкой, и пока искал он ее в траве, «набежала вдруг ватага и схватили его под могучие плечи». Взяли казака в полон, казнили, а виною события послужил его мимолетный жест, выражавший любовь к неодухотворенной, казалось бы, вещи. Герои Гоголя бывают решительно влюблены в вещи, и с влюбленностью появляется все, что с ней связано: доверие, ласка, желание перекинуться словом (с вещью!). Над эпопеей о Тарасе Бульбе и его сыновьях Гоголь работает долго; начал, вероятно, в 1833 году, в 1835 году «Тарас Бульба» увидел свет в составе сборника «Миргород», а семь лет спустя новая, расширенная редакция появилась в собрании сочинений писателя. Работа была проделана преогромная; и занятно, что, проделав ее, Гоголь, будучи опытнейшим и известным писателем, обращается к одному из своих друзей, Н. Я. Прокоповичу, которому он поручил все заботы о печатанье своих сочинений: «Пожалуйста, поправь везде с такою же свободою, как ты переправляешь тетради своих учеников». Основательно переделав текст эпопеи, Гоголь из Германии, из-за границы уговаривает друга исправлять эпопею дальше. Способность Гоголя чувствовать себя в жизни словно в каком-то не знающем границ школьном классе проявляется здесь очень полно; и писатель готов совершать переходы от учительства к ученичеству, видя себя то за кафедрой, то за партой. Он - учитель и ученик, ученик и учитель, рассказывающий людям и об их забытых собратьях, и о мире удивительных, одухотворенных вещей. В первой редакции эпопеи, в 1835 году говорилось, что «Тарас, остановившись и нагнувшись в землю», вымолвил: «Стой, братцы, уронил люльку!» Но потом стало размашистее, подробнее: «Стой! выпала люлька с табаком, не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!» И «нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную сопутницу на морях и на суше, в походах и дома». Прежде влюбленность Тараса в вещь была скрыта, затеряна, теперь же все словно бы ярким солнышком озарилось: потеряв одного сына, другого, Тарас не хочет, чтобы и вещица его в плен попадала. Его отношение к «люльке» - едва ли не родительское отношение: Тарасу и сама вещь дорога как «сопутница» его ратной жизни, и даже имя ее, название. А оно звучит каламбурно. Речевые каламбуры в творчестве Гоголя - огромная, серьезная тема. Над ней работали и еще будут работать историки литературы и литературного языка. Мы же пророним только, что каламбуры, игра словами пронизывает «Тараса Бульбу», и в эпизоде с вызволением из полона трубки-«люльки» слышится чуть-чуть окрашенный иронией каламбур.