«Без труда не выловишь и рыбки из пруда», гласит русская пословица. А еще одна – «Под лежачий камень вода не течет». Не раз задумывалась о том, что от самого человека зависит его дальнейшая жизнь. Только постоянно контролируя себя, стремясь преодолеть лень, человек может по-настоящему почувствовать радость жизни, поднимаясь вверх по ступенькам. Это применимо и к формированию привычек.
Проблему формирования привычки к труду ставит в тексте Мариэтта Шагинян. Данный вопрос очень актуален для нашего времени, так как все больше появляется в обществе людей, не желающих трудиться.
Всем ходом рассуждений Писательница подводит к выводу, что формирование и развитие способностей человека зависит от него самого: если с детства человек привык, не теряя времени, ежедневно трудиться, узнавать новое, тренирует себя, работает, не теряя ни часа, то это принесет свои плоды, а если он привыкает к ничегонеделанию, то это приводит к необратимым последствиям. Текст обращен именно к молодежи и звучит как предостережение.
Согласна с мнением автора, что привычку к труду надо формировать с раннего детства, так как не раз наблюдала, что те из моих сверстников, за кого родители готовы делать абсолютно все, не умеют самостоятельно что-либо выполнять, а всегда надеются на других.
В подтверждение мыслей писательницы приведу аргументы. Базарова, героя романа Тургенева «Отцы и дети», родители с детства воспитывали в труде. Ему чужда праздность, и он постоянно занят делом наукой, практикой. Оказавшись в имении отца, помогает ему лечить больных.
Евгений Онегин, герой одноименного романа Пушкина, наоборот, воспитывался в праздности. «Труд упорный ему был тошен». За что бы он ни брался, не мог довести дело до конца, будь то чтение, литературное творчество или реформы в имении.
Прочитанный текст помог мне утвердиться во мнении, что именно привычки формируют личность человека, потому к формированию положительных привычек необходимо приступать с детства.