Драматургическе персонажи.

0 голосов
25 просмотров

Драматургическе персонажи.


Литература (955 баллов) | 25 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов
Правильный ответ

Глубина и широта обобщения, так присущая образам Островско­го, придает многим из них свойства нарицательности. Таковы, напри­мер, Подхалюзин («Свои люди — сочтемся!»), Дикой и Кабаниха («Гроза»), Хлынов, Курослепов и Градобоев («Горячее сердце»), Глумов («На всякого мудреца довольно простоты»).

 

Критический реализм, отражая закономерности действительнос­ти, обогащается всеми достижениями предшествующих литератур­ных направлений и в первую очередь — романтизма. Критический реализм включает романтику как свою составную часть.

 

[sms]В драматургии Островского, воссоздающей не только «темное цар­ство» самодержавного деспотизма, но и пробивавшиеся в нем «светлые лучи», нередки образы, овеянные романтикой, то есть романтические по своему характеру, по своим стремлениям, но изображенные реалис­тически. Это Жадов («Доходное место»), Катерина («Гроза»), Параша («Горячее сердце»), Несчастливцев («Лес»), Корпелов («Трудовой хлеб»), Платон Зыбкий («Правда — хорошо, а счастье — лучше»), Лариса Огу-далова («Бесприданница»), Мелузов («Таланты и поклонники»).

 

Жадов романтичен своей нравственной чистотой и верой в челове­ка, горячей пропагандой трудовой жизни и честного служения обще­ству, в то время как вокруг него властвуют мерзости бесчестности, взя­точничество и казнокрадство. Оказавшись во враждебном окружении, покинутый всеми, Жадов не выдержал. Рыдая, он прощается с юношес­кими мечтами и решает просить у дядюшки доходного места. Тем не менее Жадов оступился, но не упал. Возвращаясь, уже навсегда, на путь честности, он, как клятву, произносит: «Уж теперь не изменю себе».

 

Катерина Кабанова романтична неукротимым стремлением к кра­соте, к свободе человеческих проявлений, органической ненавистью к произволу и насилию. Это она говорит: «Отчего люди не летают!., мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?»

 

Резко расходясь с нравственно-бытовыми представлениями ме-щанско-купеческой среды, не желая жить с нелюбимым и не уважа­емым ею мужем, не смиряясь перед самодурной свекровью, она раз­мышляет: «Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. В могиле лучше».

 

Перед Катериной было только два пути — неволя и могила. Ее ненависть к деспотизму и любовь к свободе так сильны, ее стихий­ный протест против всего, что гнетет человеческую личность, так действен, что она предпочитает неволе смерть. В то время в своей среде Катерина могла найти освобождение лишь в смерти. Но про­тест ее и гибель не оказались напрасными. Пораженный смертью Катерины, против Кабанихи поднимает свой голос даже слабохарак­терный, тишайший Тихон. Преодолевая свою покорность, он исступ­ленно кричит: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...»

 

Трагический актер Несчастливцев («Лес») романтичен своей не­уемной и бескорыстной страстью к театру, широтой отзывчивой, бла­городной души, неистовой ненавистью к хищничеству и ханжеству, ко всему тому, что уродует и комкает человека. Совершенно есте­ственно, что он, обличая помещицу Гурмыжскую и ее соседей, обра­щается к цитате из трагедии «Разбойники» великого романтика Шил­лера: «Люди, люди! Порождение крокодилов! Ваши слезы — вода! Ваши сердца — твердый булат! Поцелуи — кинжалы в грудь!»

 

Платон Зыбкий («Правда — хорошо, а счастье — лучше»), кон­торщик, романтичен бескомпромиссным служением правде, готов­ностью пойти ради нее на любые лишения. Разъясняя своему хозяи­ну, купцу Барабошеву, сущность патриотизма, он говорит: «Всякий человек если он живет по правде, как следует, хорошо, честно, бла­городно, делает свое дело себе и другим на пользу — вот он и патриот своего отечества. А кто проживает только готовое, ума и образования не понимает, действует только по своему невежеству, с обидой и с насмешкой над человечеством, и только себе на потеху, тот — мерзавец своей жизни». Не желая признать себя мерзавцем, Барабошев отводит себе нейтральную роль: «Я ни то, ни другое и хочу быть сам по себе». Но Платон стоит на своем: «Да уж нельзя, только два сорта и есть, податься некуда: либо патриот своего отече­ства, либо мерзавец своей жизни». Раздосадованный Барабошев го­нит его из дома и грозит бедами. Но Зыбкий остается непреклонным.

 

Петр Мелузов («Таланты и поклонники»), недавно кончивший уни­верситет и ждущий учительского места, как и Зыбкий, вдохновлен самыми благими намерениями — просвещать людей, нести им добро, проповедовать честность, правду. Обличая бюрократа Бакина, он го­ворит: «У нас с вами... постоянный поединок, непрерывная борьба. Я просвещаю, а вы развращаете». Его не смущают неудачи, он готов к новым трудностям на своем нелегком пути бедняка — просветителя, учителя. Его вера в правоту своего дела, своих идей безгранична

(86 баллов)
0

Спс