Война североамериканских колоний за независимость явилась закономерным результатом тех сложных процессов, которые происходили как в Америке, так и в Англии. Несовместимость буржуазного развития Северной Америки и ее колониальной зависимости с особой силой проявилась в 60-е гг. XVIII в., когда после восшествия на английский престол Георга III на провинции обрушились абсолютистские методы правления и произвола, которые за 120 лет до этого вызвали антифеодальную революцию в самой Англии.
К середине XVIII в. окрепла экономика колоний, налаживалась внутренняя торговля, ослабла зависимость от поставок из метрополии. Колонии имели собственный флот, неисчерпаемые запасы леса и плодородных земель; плантаторы производили продукцию на экспорт (табак, рис, индиго), делались попытки разводить хлопок. Значительно выросло население: если в 1668 г. в них проживало около 200 тыс. человек, то в 1775 г. — свыше 2,7 млн (включая негров-рабов, составлявших 18 % жителей). Хотя колонии и принадлежали Англии, туда ехали эмигранты почти из всех стран Европы.
Показателем социально-экономического развития колоний стал рост портовых городов, ставших центрами внутренней и внешней торговли: Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Чарльстона. Развивались образование и культура: с начала XVII в. стали выходить собственные газеты, появились общественные и частные школы и колледжи. На базе колониальных колледжей выросли такие всемирно известные университеты, как Гарвардский, Йельский, Принстонский, Колумбийский. В Северной Америке появились выдающиеся мыслители, деятели Просвещения: Бенджамин Франклин, Томас Джефферсон, Джон Адаме, Джеймс Мэдисон. Всё это говорило не только о материальных возможностях, но и духовном потенциале формировавшейся нации.
В XVII в., когда колонисты более всего нуждались в опеке метрополии, она была поглощена решением своих внутренних проблем (борьба короля и парламента, гражданская война, реставрация Стюартов, Славная революция). В XVIII в. сложилась принципиально иная ситуация. Колонии созрели для независимости, а Великобритания, добившаяся внутренней стабилизации и победившая Францию в Семилетней войне (1756-1763), стала полновластной хозяйкой Северной Америки, присоединив Канаду и другие французские владения.