Ваганты — бродячие школяры и кочующие монахи, оглашавшие своими песнями средневековую Европу. Само слово “ваганты” происходит от латинского “vagari” — бродяжничать.
Расцвет поэзии вагантов, школярской поэзии, связан с ростом городов и возникновением крупных научных центров.
В XI-XII веках школы стали постепенно перерождаться в университеты. В XII веке в Париже, в счастливом городе, где учащиеся количеством превосходят местных жителей, кафедральная школа, школы аббатов св. Женевьевы и св. Виктора и множество профессоров, самостоятельно преподававших “свободные искусства” слились в одну ассоциацию — Университет. Университет делился на факультеты: богословский, медицинский, юридический и “артистический”, а ректор самого многолюдного “факультета артистов”, где изучались “семь свободных искусств” — грамматика, риторика, диалектика, геометрия, арифметика, астрономия и музыка, — встал во главе университета: ему подчинялись деканы всех остальных факультетов. Парижский университет становился богословским центром Европы, независимым от светского суда и получившим закрепление своих прав со стороны папской власти.
Однако вскоре у Парижского университета появляются серьезные соперники. Юриспруденцию изучают в Монпелье и в Болонье, медицину — в Салерно, в середине XIII веке возникает Оксфордский университет, к XIV веку окончательно организуются Кембриджский и Пражский. В эти города стекаются студенты всех европейских стран, происходит смешение нравов, обычаев, чему в немалой степени способствовала латынь — международный язык студенчества.
Молодой непоседливый народ легко поднимается с места в поисках лучших учителей и лучшей жизни, запросто меняет учебные заведения, странствует по большим дорогам, заполняет постоялые дворы и харчевни, ввязыывается в уличные побоища.
Им открывается та правда жизни, которую не вычитать из книг. И они по-своему перерабатывают эту правду в своих стихах, “где гул и гогот рынка” облагорожен высоким духом античности, а античность в свою очередь опрощена и вульгаризирована.
Наделенные редчайшей музыкальностью (свои стихи ваганты не читали, а пели) , ваганты открыли поэзии неведомые ей прежде приемы поэтической выразительности