Важное место в романе "Евгений Онегин" занимает образ Татьяны Лариной –
"милый идеал" Пушкина. Именно в ее лице поэт воплотил лучшие женские
качества, подмеченные им ранее в жизни. И наиболее важно для поэта то,
что героиня – "русская душою". Что же делает ее такой и какие черты ее
характера близки Пушкину?
Какой русский человек не любит природу и русскую красавицу-зиму! Близость героини к природе поэт подчеркивает еще в ее портрете:
"Дика, печальна, молчалива, …
Как лань лесная, боязлива… "
Татьяне нравится встречать восход солнца, бродить по лесам, наслаждаться
тишиной и гармонией природы, отдыхать на ее лоне. Не случайно героиня не
хочет уезжать из поместья и противопоставляет "постылую жизнь" высшего
света в Петербурге родным, близким для сердца деревенским местам,
обширным просторам.
Татьяну Пушкин наделяет нетрадиционным для
дворянских героинь, чисто русским именем, с которым "неразлучно
воспоминанье старины". Ведь героиня – воплощение национального
характера. Она тесно связана с народной жизнью духовными узами. Лучшие
черты личности Татьяны уходят корнями в народную почву. Воспитанная
простой крестьянкой, так же, как и сам Пушкин – Ариной Радионовной,
Татьяна восприняла от Филипьевны всю народную мудрость, постигла понятия
добра и зла, долга. Знание фольклора, сказок, обрядов, народных
традиций, "милых преданий простонародной старины", русских снов служит
тому доказательством.
Пушкин всегда рад подчеркнуть
индивидуальность Татьяны, ее отличие от девушек-пустышек. Чувства
героини полны искренности и чистоты. Она не знает ни манерной
жеманности, ни лукавого кокетства, ни сентиментальной чувствительности –
всего того, что было свойственно большинству ее сверстниц. Она любит
Онегина "не шутя", серьезно, на всю жизнь. Ее наивно-чистое,
трогательное и искреннее письмо дышит глубоким чувством, оно полно
возвышенной простоты. Трепетные слова ее признания в любви к Евгению так
схожи с признаниями самого Пушкина!
И, наконец, Пушкин
восхищается природным умом своей героини. Интеллектуальное развитие
Татьяны помогает ей в Петербурге понять и внутренне отвергнуть
"постыллой жизни мишуру", сохранить свой высокий нравственный облик. И
свет видит в ней волевую натуру, осознает ее превосходство. Но, хоть
Татьяна и прячет свои чувства под маской светской дамы, Пушкин все-таки
видит ее страдания. Татьяна хочет бежать в деревню, но не может. Героиня
не способна порвать узы брака с человеком, за которого она вышла. Кем
бы он ни был она никогда не причинит ему боль. Это в очередной раз
доказывает ее духовное превосходство над окружающими, ее верность,
преданность своему мужу.
В романе "Евгений Онегин" Пушкин создал
новый литературный тип, которому нет аналогов в русской литературе. По
словам Белинского, "он первый поэтически воспроизвел, в лице Татьяны,
русскую женщину".