1. Выпишите из текста слово, в котором правописание приставки зависит от её лексического значения:
Дело в том, что Шмакова и Попов не пошли в месте со всеми в кино, а остались в классе. Они притаились за шкафом с приборами, а когда все убежали, вышли из укрытия.(Железников В.)
2. Из предложений выпишите слово, в котором приставка имеет значение приставки ПЕРЕ-:
Старик поспешил к берегу. Уже издалека еще раз долетел до него слабый призыв о помощи. Старик бежал, спотыкаясь о камни. Падал. Путь по берету преградила скала, выдавшаяся далеко в реку. Он остановился. (Куликов А.)
3. Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением не до конца совершённого действия, которое выражает эта приставка:
Кронштадт вообще удивительный город. Его красота и величие приоткрываются не сразу. Он суров и для человека, не приобщившегося к его тайнам, будничен. Зато для переживших вместе с ним "его минуты роковые" он остается памятным навеки. (Крон А.)
4. Из текста выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением совершения действия в собственных интересах:
Так разные птицы, каждая по-своему, но все одинаково радостно приветствовали весну. Но, радуясь приходу весны, птицы не забывали и о другом, о самом главном: что настала пора вить гнёзда, нести в них яйца и выводить птенцов. Разлетелись птицы по рощам, садам и лесам, каждая присмотрела себе для гнезда подходящее место.(Скребицкий Г.)
5. Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением не до конца совершённого действия, которое выражает эта приставка:
Озадаченные ребята молча переглянулись, потихоньку соскользнули вниз и, осторожно пригибаясь, выскочили на тропку. Здесь-то и встретили они возвращавшегося от Гитаевича Сергея, который и приказал им передать записку начальнику лагеря. (Гайдар А.)
6. Из текста выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением пространственной близости, смежности :
В следующее воскресенье мы с Орловым взвалили на плечи бамбук и притащили его на вокзал. Писатель-путешественник ожидал нас у пригородных касс. Размеры бамбука удивили путешественника, но еще больше удивил его Орлов. Как видно, писатель ожидал только меня с бамбуком, и Орлов не входил в его расчеты.(Коваль Ю.)
7. Из текста выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением высшей степени качества:
Здесь же, у калитки, на утренней прогулке, семиклассники дожидались проезда ежедневного дилижанса, в котором, вдоль, слева и справа, сидели премиленькие девочки разных возрастов и в разных костюмах. Это - местные лефортовские ученицы ездили в город, в гимназию госпожи Перепелкиной, отчего и их самих коротко и ласково называли "перепелками". (Куприн А.)
8. Из текста выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением приближения:
Костя недолго думая спустился со "школьной горы" напрямик к Чернушке, перешел ее вброд. Витя торопливо шагал от моста, крича Варе, чтобы она его подождала. Костя, выломав палку, принялся для виду рыться в обрывистом песчаном береге и, когда Витя приблизился, приглушенно позвал его… (Мусатов А.)
9. Из предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением присоединения:
Тут только Петя заметил два столика, размещенные у противоположных стен. Они были сделаны из чертежных досок. Каждая доска была одним концом привинчена к стене, а другим концом опиралась на единственную ножку. (Сотник Ю.)
10. Из текста выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением сопутствующего действия:
Чужой продрогший человек бродил бесцельно на заднем дворе районной гостиницы - мимо заснеженных пустых ящиков, сложенных в углу, мимо гряды сколотого льда у заднего крыльца. Лом, прислонённый к перилам, привлекал его внимание, но, притопывая от холода, человек отворачивался вскоре. (Галактионова В.)