Сила и слабость католической церкви. Католическая церковь к началу Нового времени выглядела, как никогда, сплоченной и могущественной. Открытие испанцами Америки, а португальцами морского пути в Индию позволило ей распространить влияние и на другие части света. Этому способствовала не только миграция населения из Западной Европы, но и деятельность католических священников-миссионеров. Наконец, церковь прославили творения выдающихся архитекторов, художников, скульпторов и писателей Возрождения, которым покровительствовал римский престол.
Поэтому католическая церковь долгое время не придавала большого значения той критике, которая звучала в ее адрес со стороны простых верующих. А упрекали ее ни больше ни меньше как в расхождении между словами и делами. Действительно, на словах церковь проповедовала аскетический идеал «евангельской простоты», а на деле погрязла в роскоши. Прелаты (высшие духовные лица) церкви вели себя как светские князья. Они не только придерживались великосветскогообраза жизни, но и демонстративно пренебрегали соблюдением церковных обетов и уставов, например обязательным для католических священников и монахов обетом безбрачия (целибата). Они открыто создавали семьи, а своих детей, не таясь, пристраивали на «теплые» местечки.
Осуждая «нетрудовой доход», церковь активно занималась прибыльной деятельностью. Благодаря разнообразным поборам (церковная десятина, плата за исполнение обрядов и пр.), она превратилась в крупнейшего собственника движимого и недвижимого имущества, которым распоряжалась с большой для себя выгодой. Важной статьей ее доходов была симония — продажа церковных должностей, представлявшая собой завуалированную форму займа. Получив от покупателя сразу большую сумму денег, церковь потом выплачивала ему проценты в виде жалованья за исполнение той или иной должности, как правило чисто номинальной, за что и прозванной синекурой (лат. sine сига — без заботы). Большой размах приобрела торговля индульгенциями — особыми грамотами об отпущении грехов и освобождении от возмездия в загробной жизни.
Современники сетовали на утрату людьми веры в Бога, их равнодушие к религии, уклонение верующих от исполнения церковных обрядов, упадок нравов, связывая все эти отрицательные явления с пороками и злоупотреблениями духовенства. Отовсюду звучали призывы к реформе церкви, которую обвиняли в чрезмерном увлечении мирскими делами в ущерб ее прямому назначению — заботе о спасении душ верующих.