В развитии любовной интриги, связанной со стремлением
Чацкого узнать, любит ли его Софья, а если
не его, то кого, окончательно выясняется,
что Софья предпочитает Молчалина. Она почти признается Чацкому в своей любви к скромному
секретарю ее отца, который кажется ей привлекательным. Развитие любовной линии во
втором действии дополняется общественными разногласиями, возникшими между Чацким и Фамусовым.
Один намек со стороны Чацкого на его возможное сватовство обнаружил, что
между ним и известным московским тузом существуют неразрешимые
противоречия, связанные с различным отношением к службе, карьере, управлению имением,
богатству, свободе суждений
Кульминация
в
развитии конфликта и любовной интриги
наступает в третьем действии, Софья»
рассерженная нападками на Молчалина, намеренно объявляет Чацкого
сумасшедшим, чтобы отомстить ему. Все гости
охотно верят этой клевете,
подхватывая, распространяют сплетню и
отворачиваются от человека, который высказывает опасные, с их точки
зрения, убеждения. Сплетня объединяет любовный сюжет и общественный
конфликт.
В четвертом действии наступает развязка: Софья случайно
узнает об истинных чувствах Мол-чалина. Ей становится стыдно оттого, что он оказался
таким низким человеком, недостойным ее любви, что она так слепо заблуждалась, высоко
оценивая его личные качества. Для Чацкого финальное
отрезвление, о котором он говорит в монологе «Не образумлюсь. . .виноват*,
означает не только утрату надежды на взаимность Софьи, потерю возлюбленной, но
он понимает, что его пути с фамусофским обществом окончательно разошлись и их примирение невозможно.
Параллельное развитие общественного конфликта
и любовной интриги отражает реальное противостояние общественных сил в жизни дворянского общества и
придает психологическую достоверность
переживаниям героев, вовлеченных в
этот конфликт. Любовная линия завершается разоблачением Молчалина и
разрывом Софьи с Чацким.
их первый любовный опыт заканчивается крахом.
софья любила а любил ли Печорин? Скорее нет. В его жизни было много женщин, но все
они были для него чужие. Дело не в них, а в Печорине, во внутреннем его
укладе. Он изнчально был сформирован противоречить всему и всем,
поскольку с самого раннего возраста был отвергнут. Поэтому научился
врать, приспосабливаться, а это пороки человеческие. Герой сам говорит, что испорчен. поэтому ни к дружбе, ни к любви способностей не имеет.