Замысел повести «Шинель» родился не сразу. В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Первый набросок повести имел название «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В этом наброске просматривались анекдотические мотивы, комические эффекты. Чиновник Акакий Акакиевич носил «говорящую» фамилию Тишкевич, был так же косноязычен и своим жалким положением настраивал читателя на сентиментальное отношение. Только в 1841 году писатель завершает повесть, дает ей название «Шинель», изменяет фамилию героя на «вещественную» - Башмачкин. Начинается «Шинель» с экскурсии по Петербургу, которая показывает мрачную фантастичность «Города-призрака». Читателю открывается движение образа города: праздничная притягательность столицы; Петербург – губитель душ; город, где царит чертовщина и процветает пошлость. Петербург – полноправный герой повести «Шинель». Мир чиновников, в котором развивается конфликт произведения, - для девятнадцатого века специфически пербургский мир, тема главного героя – «маленького человека», тема, родившаяся в Петербурге, петербургский климат, ускоривший смерть героя, петербургский ветер, петербургские площади, улицы – Гоголь делает город участником и причиной происходящих событий. О людях здесь судят по шинелям, которые они носят – чем выше воротник, чем богаче выглядит мех на шинели – тем, более уважаем человек.