Способности мыслить и чувствовать присущи каждому человеку. Они
участвуют в принятии любого решения и помогают совершить выбор:
эмоциональный или рациональный. В первом случае человек поступает
импульсивно, полагаясь на интуицию и эмоции. Во втором случае старается
действовать разумно, опираясь на доводы, анализ, аргументы. Парадокс
заключается в том, что ни разум, ни чувства не приводят к однозначно
верному решению. И рациональный, и эмоциональный выбор может оказаться
как правильным, так и ошибочным.
Конфликт между разумом и
чувствами, характерный для человека, который стоит перед выбором, часто
описывается в литературе, потому что именно он позволяет раскрыть
характер героя и обосновать его поступки. Я хотела бы обратиться к двум
произведениям русской классической литературы: «Отцы и дети» Тургенева
и «Евгений Онегин» Пушкина.
Вспомним, как Татьяна Ларина,
которая зачитывается французскими романами и верит преданьям
простонародной старины, влюбившись, пишет письмо Онегину. Она не думает о
последствиях, а действует эмоционально. Ее глубокая и цельная натура
поглощена чувствами к Онегину. В этой ситуации героиня не пытается
рассуждать и не способна действовать иначе. А мы не можем сказать,
правильно она поступает или нет. Евгений Онегин накануне дуэли
чувствует, что был не прав, провоцируя ревность восемнадцатилетнего
Ленского. Но думает он о том, что примирение нанесет ущерб его
репутации, а, значит,
оно невозможно. Тут надо напомнить, что секундантом Ленского является
Зарецкий – знаменитый на всю округу сплетник и дуэлянт. Онегин понимает,
что его стремление примириться с Ленским будет расценено Зарецким и
обществом как трусость. Умозаключения Онегина приводят его к дуэли и
убийству «юного поэта». Очевидно, что главный герой романа проявляет
малодушие, зависимость от мнения света, который он якобы презирает, и
совершает роковую ошибку, цена которой – жизнь.
Нигилист и
ученый Евгений Базаров, влюбившись в Анну Одинцову, оказывается перед
выбором: предать свои идеалы или отречься от любви. Следуя доводам
разума, он оставляет Анну Сергеевну. Но любовь меняет его: переживший
сильное чувство Базаров уже не может быть последовательным разрушителем
старого мира. Герой романа «Отцы и дети» переживает внутренний конфликт,
ведь он считал себя нигилистом, для которого романтизм — это
«белиберда, непростительная дурь». Искать утешения в науке, в любви к
женщине Базаров тоже не способен — для этого он слишком горд, слишком
свободен. Трагическим разрешением этого конфликта между разумом и
чувствами является смерть главного героя романа.
Разум и чувства
взаимосвязаны, их гармония лежит в основе человеческого счастья. Но
необходимость выбора – эмоционального или рационального – предполагает
внутренний конфликт между разумом и чувствами. Однозначно определить,
что больше влияет на принятие верного решения невозможно, ведь иногда
выбирать надо «холодной головой», а иногда – горячим сердцем.