Остап и Андрей в первых боях; осада Дубно; ночной пейзаж и появление «привидения», предательство Андрея («И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства!..»); прорыв войск противника; речь куренного атамана; приготовления к выходу врага из крепости; «польские витязи» и «козацкие ряды»; «крепкие на слово» козаки Охрим Наш, Мыкыта Голокопытенко, Попович; начало битвы, Остап в бою; походная и военная «служба» волов; Остап - куренной атаман; после сражения. Идейный пафос отдельных сцен и эпизодов, всей картины в целом - прославление высокой воинской доблести и массового героизма, мужества и стойкости, неустрашимости, силы, воинского искусства. На примере Остапа, мы понимаем, что подлинный характер человека проявляется в жестоких испытаниях, что только в кровавых сражениях закаляется его воля, крепость и мужество. Обратите внимание на авторский комментарий действий Остапа, всего запорожского войска в целом - от слов: «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела...» до слов: «рыцарские его качества уже приобрели широкую славу качества льва»; и далее от слов: «Много тогда перебили врагов...» до слов: «стали прибирать тела и отдавать им последнюю почесть».
Выделенные главы- кульминационные в гоголевском эпическом повествовании. В них с впечатляющей художественной силой показан массовый героизм казаков, высокое чувство товарищества, верность отчизне, возмездие за предательство. Главное - общий демократический пафос, который скажется и в торжественной речи Тараса Бульбы о товариществе, обращенной ко всему запорожскому войску, и в принятии ответственных решений на раде, когда пришло известие о нападении татар и разорении Сечи. Именно здесь находит свое яркое художественное воплощение «основной закон товарищества»: кошевой, Тарас Бульба, Вовдюг выступают как выразители настроений и чувств всего казацкого войска, проявляют свою мудрость.