Ть всевозможные обиды православным людям.
Петр Могила поблагодарил Владислава за «разумное и справедливое решение». Между тем, казаки и православное духовенство в один из последних дней сейма приняли решение отстранить от митрополии Исаию Копинского, как человека престарелого и болезненного. Здесь же, в Варшаве, митрополитом был избран Петр Могила.
12 марта 1633 Владислав утвердил митрополитом Петра Могилу. Королевской грамотой Могиле отдавалось Киево-Софийская церковь, оставалась за ним и Киево-Печерская архимандрия, поручался надзор за Пустынно-Никольским монастырем. Вскоре было получено благословение и Патриарха Константинопольского, причем Патриарх оказывал новому митрополиту звание «экзарха святого константинопольского трона».
В апреле 1633 Петр Могила разослал верным православным грамоты, приглашая ведущих представителей общин прибыть во Львов на его рукоположение в чин митрополита. Город этот был выбран не случайно, ведь здесь его хорошо знали и уважали. После двухмесячного пребывания во Львове Петр Могила в конце июня отправился в Киев. Однако, Исаия Копинский не считал избрание Могилы законным и подал жалобу королю. Тяжба длилась не один год. В феврале 1637 Петр Могила пригласил Исаию в Луцк и там в присутствии многочисленного духовенства примирился с ним. Но Исайя вновь выступил против Могилы, заявив, что тот силой заставил его к примирению. До самой своей смерти Копинский не давал покоя Могиле.
На посту митрополита
После возведения в сан митрополита Петр Могила с новой силой развернул работу в церковной, образовательной, строительной отраслях и книгопечатании. Вся его деятельность была направлена ??на восстановление полнокровной жизни Православной Церкви. Новый митрополит выдвинул перед пастырями строгие, но справедливые требования: обязательное общее и богословское образование, тщательное соблюдение канонических правил. В своих грамотах и ??посланиях Петр Могила каждый раз концентрировал внимание священнослужителей на необходимость своей жизнью и деятельностью служить примером для мирян, выполняя заповеди Божии, неутомимо заботиться о пастве, добросовестно оберегая свое достоинство от малейших проступков.
В ведомство православного митрополита Могилы перешли Софийский кафедральный собор в Киеве и приписанные к нему храмы: Выдубицкий, Михайловский, Пустынно-Николаевский монастырь и другие монастыри и храмы. В 1634 году началось восстановление Софийского собора, которое продолжалось в течение десяти лет. Митрополит приказал также расчистить из-под наслоений земли остатки Десятинной церкви, под руинами которой были найдены мощи святого равноапостольного великого князя Владимира. Петр Могила за свои средства восстановил и старую церковь Спаса в Берестове, для росписи которого пригласил художников из Крита. Ими были восстановлены также Трехсвятительская и Михайловская церкви Выдубицкого монастыря.
Важным участком активности митрополита Могилы было упорядочение богослужебной практики и издательская деятельность. Религиозные споры и контроверсии 17 века требовали четкого и современного изложения основ православной веры. С этой целью в 1640 году Петр Могила созвал в Киеве собор, на который пригласил духовных и светских лиц, в основном членов братств. Следствием этого собора стало утверждение и новое издание «Требника» (1646),который вошел в церковную историю как «Требник Петра Могилы» и долгое время служил православному духовенству всей Украины и Российской империи. В Требнике были изложены не только молитвы и обряды, в него были добавлены объяснения и наставления, как в том или ином случае следует себя вести и поступать, а также догматические и обрядовые объяснения литургии, написанные одним из учеников Могилы Тарасием Земке.
Под руководством Петра Могилы был осуществлен пересмотр и издание других богослужебных книг. Одна из наиболее известных - это «Служебник» (1629, 1639). На церковном соборе 1642 года в Яссах, в