В Индии насчитывалось несколько сот крупных и мелких феодальных
княжеств. Между ними веками велись длительные и разорительные войны.
Повсюду существовали феодальные порядки. Вся земля считалась
собственностью крупнейших феодалов, а обработка ее – государственной
повинностью крестьян. Они были обязаны сдавать феодалам около трети
урожая.
В XVII в. сооружались гигантские каменные крепости, огромные и богатые
усыпальницы, некоторые из них принадлежат к самым выдающимся памятникам
архитектуры (Тадж-Махал и др.). Свои доходы феодалы тратили не на
расширение производства, а на войско и предметы роскоши, накапливали
множество золота и серебра, ювелирных изделий, драгоценных камней,
ковров, содержали много слуг, танцовщиц, пышных шатров, слонов с
роскошным убранством для торжественных выездов. Основная масса крестьян
жила в крайней бедности, занималась земледелием, разведением скота,
ремеслом. Их хозяйство носило натуральный характер.
В деревнях существовали общины, в которых каждый крестьянин пользовался
отдельным участком земли, а пастбища были совместные. Крестьяне
выполняли сообща повинности в пользу феодалов, поддерживали оросительные
сооружения, колодцы, канавы, водоподъемники, приводившиеся в действие
быками.
Все население Индии делилось на касты – группы людей, навсегда
разделенные непроходимыми барьерами. Переход из одной касты в другую был
невозможен. Браки между членами разных каст были исключены. Полностью
запрещалось общение с низшей кастой «неприкасаемых», обреченных на
нищету и выполнение работ, считавшихся унизительными. Согласно обычаям,
даже соприкосновение с тенью «неприкасаемого» оскверняло членов
остальных каст.
Индуистская религия освящала деление на касты, незыблемость их обычаев,
правил поведения, а главное – род занятий. Место человека в обществе,
его профессия строго предопределялись кастой и занятием его родителей.
Жизнь общины отличалась застойностью, т. е. постоянством, неизменностью.
Каждое следующее поколение во всем повторяло жизнь предыдущего. Это
относилось и к орудиям труда.
Тем не менее и в земледелии, и в ремесле индийский народ добился
значительных успехов. Крестьяне научились снимать с орошаемых земель по
два, а иногда и по три урожая в год. Ремесленники выделывали шерстяные,
шелковые и хлопковые ткани, окрашенные яркими растительными красками,
изделия из слоновой кости, драгоценных камней и золота, холодное оружие.
Однако без существенных усовершенствований орудий труда его
производительность почти не росла.
В XVII – XVIII вв. в Индии оживилась внутренняя торговля. Несколько
увеличилась роль городов как центров ремесла и торговли. Но господство
отсталых феодальных отношений сохранялось. Политическая раздробленность,
распри между отдельными княжескими племенами и религиозная рознь были
выгодны европейским колонизаторам.