Грибоедов назвал свою пьесу комедией, и
это вызывает недоумение: концовка «Горя от ума» совсем не смешная и не
счастливая, как это обычно бывает в комедиях. Положительный герой Чацкий
терпит полный крах: он теряет любимую девушку, его общественное
служение не приносит никакого результата, напротив, его объявляют
сумасшедшим, и он вынужден уехать из Москвы. Учитывая сказанное, «Горе
от ума» скорее можно назвать драмой, но, внимательно проанализировав
пьесу, следует согласиться с автором — он написал именно комедию.
В
основе любой комедии лежит эффект комического: он состоит в том, что
внутренняя пустота и ничтожность героя (героев) прячутся за внешностью,
которая имеет претензии на содержание и реальное значение. Это
противоречие между блестящим внешним видом и внутренней пустотой
представлено в «Горе от ума». Идеолог дворянства Фамусов с гордостью
рассуждает в пьесе о заслугах своего класса перед государством, о
дворянской образованности, высокой нравственности и чести. Однако при
ближайшем рассмотрении русское дворянство выглядит совсем по-другому:
мелочность, корысть, стремление к праздной жизни, страх перед
просвещением, недостаточная образованность - вот что увидел Грибоедов в
русском дворянстве и высмеял в своей пьесе.
Комическое прямо, без
намёков может проявляться в двух видах — в сатире и юморе. Сатира —
гневное осмеяние всего, что мешает осуществлению передового
(положительного) общественного идеала. Сатира в корне отрицает
осмеиваемое явление. Юмор — добродушный смех над личными недостатками
человека. В «Горе от ума» есть и юмор, и сатира. Например,
юмористическая ситуация складывается, когда Фамусов в первом действии
ставит Софье в пример своё монашеское поведение, а за несколько минут до
этого заигрывал с Лизой. Лиза, видимо, хочет уличить Павла Афанасьевича
и начинает говорить, но он быстро прерывает её: «Молчать! Ужасный век!»
(1,4). Или в начале второго действия Фамусов диктует секретарю Петрушке
длинный список праздничных и поминальных обедов, на которые он
приглашён на будущей неделе, и тут же рассуждает о вреде обжорства. С
юмором описываются шесть княжон, легкомысленных и болтливых. Однако в
«Горе от ума» главную роль играет сатира, поскольку автор изображает не
смешные недостатки отдельных персонажей, а героев-представителей
различных общественных течений в русском обществе первой четверти XIX
века.
Дворянскому реакционному лагерю Грибоедов даёт резко
отрицательную оценку, возвышающуюся до гневной сатиры. Беспощадно
высмеиваются все представители фамусовского общества, начиная с самого
Павла Афанасьевича. Саморазоблачение (самохарактеристика) — главный
приём, используемый автором для изображения героев. Фамусов — довольно
важный чиновник — к своим служебным обязанностям относится халатно. Он
откровенно заявляет, что не имеет желания вникать в дела:
А у меня что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой. (1,4)
Фамусов
демонстрирует презрительное отношение к подчинённым (Молчалину, слугам)
и одновременно восхваляет заискивание перед важными персонами,
вспоминая о дяде Максиме Петровиче:
А дядя! что твой князь? что граф?
Сурьёзный взгляд, надменный нрав.
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб...(II, 2)
Фамусов
— старик, человек прошлого века, поэтому сатира Грибоедова по отношению
к этому герою не очень ядовита. Зато молодых дворян чиновника Молчалина
и полковника Скалозуба — автор не щадит. Молчалин в начале пьесе
показан застенчивым, услужливым молодым человеком, старательным
чиновником, о котором Фамусов говорит:
Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой. (II, 5)
Дальнейшие
события раскрывают суть этого героя. Мелкие чувства, подленькое желание
сделать карьеру, несмотря ни на что, даже пожертвовав ради карьеры
любовью, честью, человеческим достоинством, — вот каков Молчалин на
самом деле. Его саморазоблачение происходит в последнем действии, когда
он рассказывает Лизе о завещании отца угождать всем подряд: начальникам,
домовладельцу, слугам, дворнику, даже дворниковой собаке.