Желанием автора было показать глубокие социальные пороки в среде
чиновников: взяточничество, коррупцию, беззастенчивое самоуправство. Все
эти грехи, пороки, мелкие оплошности чиновников, их разговоры между
собой, их увлечения. — словом, их характеры — Гоголь изображает при
помощи различных художественных деталей; он прибегает к использованию
приемов гротеска и гиперболы, чтобы раскрыть всю глубину невежества,
исторической ограниченности, невыразительности чиновничьего мира. В
«Ревизоре» гиперболой и гротеском является весь сюжет; это действительно
смешно, если обычный чиновник приезжает в провинцию, а его принимают за
ревизора из столицы, да еще дают взятки. используя приемы гротеска,
иронизируя над героями, показывает, что чиновники, по сути, никчемные,
неумные, завистливые, а подчас и трусливые люди, готовые пойти даже на
предательство своих сослуживцев, если речь идет о карьере (вспомним
Землянику, который рассказывает Хлестакову о проступках практически всех
чиновников в городе, чтобы самому выйти сухим из воды) . Автор смеется
над своими героями р сценах вручения взяток и пишет, что поведение
чиновников основано на страхе: состояние городничего или Аммоса
Федоровича во время разговора с Хлестаковым, кажется, близко к
сердечному приступу. Вообще, характеры всех чиновников в «Ревизоре»
проявляются через образ Ивана Александровича, а также через ремарки в
тексте пьесы (например, при рассказе Хлестакова о «своей» петербургской
«жизни» все чиновники трясутся от страха, что отмечено в ремарке) . Все,
без исключения, чиновники боятся «ревизоpa». И в «Мертвых душах» , и в
«Ревизоре» Гоголь высказывает мысль о том, что все строится на страхе.