Слово «мораль» означает в современном языке примерно
то же самое, что и слово «нравственность».
Поэтому большинство специалистов не
проводят строгого разграничения между
моралью и нравственностью и считает
эти слова синонимами.
Мораль воплощается в
нормах и правилах, регулирующих поведение
людей, их взаимоотношения. Всякое
общественное действие, т. е. всякое
человеческое действие, имеет свою
моральную глубину, свою меру моральности;
наряду со специфичным для каждого
отдельного случая предметным результатом
она производит и воспроизводит
определенные моральные ценности.
Моральные ценности не существуют
отдельно от технологии, вещественного
содержания и результата действий, хотя,
разумеется, не сводятся к ним. Вся
многообразная гамма телесных и предметных
проявлений человеческой активности
может служить способом фиксации морали:
мимика, жест, речь, молчание, одежда,
жилище и т. д. - за всем этим может
скрываться и на деле, как правило,
скрывается определенная нравственная
позиция.
Мораль как общественное
отношение в ее, так сказать, чистом виде
обнаруживается (отражается) в моральном
сознании, в нравственных чувствах и
понятиях. Чувства (вины, раскаяния и т.
д.), требования (личностные добродетели,
нормы, кодексы и т. д.), другие проявления
морального сознания представляют собой
специфичные формы описания моральных
отношений, они, собственно, и есть их
непосредственная действительность2.
Моральная жизнь человека
рассекается на два уровня: сферу сущего,
т. е реально практикуемых нравов, и сферу
должного, т. е. нормативных установок
воспарившего морального сознания.
Следует подчеркнуть, что мораль не
сводится к моральному сознанию. Мораль
- это не только моральные понятия,
добродетели и нормы, но, прежде всего
то, что лежит за ними и находит в них
отражение (не всегда адекватное, а
зачастую и вовсе искаженное). Это не те
назидания, которые человек слышит от
родителей, учителей, со страниц газет
и с экранов телевизоров, а тот действительный
ценностный смысл, который заключен в
составляющих его сущность общественных
отношениях.
Противоположность добра
и зла специфична для морали, но она,
разумеется, не исчерпывает ее содержания.
Добро и зло, как и другие нравственные
понятия (долг, честность и т. д.), в своей
основе являются конкретными формами
общественных связей между индивидами,
объективными свойствами их поступков.
В этом смысле моральное сознание является
отражением и выражением моральных
отношений, способом их фиксации. Поэтому
нет ничего удивительного в том, что в
определениях морали очень часто
содержится логический круг, а именно
ссылка на сами моральные понятия, прежде
всего на понятия добра и зла, которые
являются в этике основополагающими.
Без обращения к данным морального
сознания нельзя идентифицировать
мораль. Можно сказать, что мораль есть
такое качество общественных отношений
между индивидами, которое позволяет
охарактеризовать их в рамках
противоположности добра и зла.