Антонимы (от греч. anti — против, onyma — имя) — это слова,
противоположные по значению:
Пример:
добро — зло, близко — далеко, свет — тьма, веселый — грустный, мало —
много.
1.
Антонимы свойственны словам со значением качества.
2. Существительные
с конкретным значением (стол, стул, пальто) антонимов не имеют, мало их и у
числительных.
3.
Части слова «антоним»: ант/оним
Состав слова:
ант —
приставка,
оним — корень,
нулевое окончание,
антоним — основа
слова.
4. Использование антонимов
Антонимы являются одним из выразительных средств языка.
Издавна они широко использовались в устном народном творчестве; мы знаем
множество пословиц и поговорок, включающих в себя слова-антонимы:
"Вместе тесно, а врозь тошно", "Холостой много думает, а женатый
больше того", "И стар, да весел, и молод, да угрюм",
"Долги помнит не тот, кто берет, а тот, кто дает", "Клятва
умному страшна, а глупому смешна", "Сладкая ложь лучше горькой
правды", "В людях ангел, а дома черт", "Женитьба есть, а
разженитьбы нет". Постоянно употребляются антонимические пары в
художественной прозе и поэзии: "Клянусь я первым днем творенья, Клянусь
его последним днем... Клянусь свиданием с тобой И вновь грозящею
разлукой" (Л.); "Восстал и стар и млад, летят на дерзновенных,
Сердца их мщеньем зажжены" (П.); "Еще военный гром грохочет в
отдаленье, Москва в унынии, как степь в полнощной мгле, А он несет
врагу не гибель, но спасенье И благотворный мир земле" (П.);
"Как тяжко мертвецу среди людей Живым и страстным
притворяться, Но надо, надо в общество втираться, Скрывая для карьеры лязг
костей... Живые спят. Мертвец встает из гроба, И в банк идет, и в суд идет, в
сенат... Чем ночь белее, тем чернее злоба, И перья торжествующе скрипят"
(Бл.). Широко используются антонимы и в публицистике, и особенно в
заголовках: "Загадки с отгадками и без", "Друзья и враги
туризма", "Везение и невезение именитых", "Правительство
новое, проблемы старые" и т.п.
Возникает парадоксальная на первый взгляд ситуация: ведь
антонимы – это слова, обозначающие взаимоисключающие понятия, а употребляются
они, как показывают многочисленные примеры, в узком контексте, иногда совсем
рядом. Тогда встает вопрос: для чего авторы столь часто прибегают к
намеренному столкновению антонимов? Какой стилистический эффект достигается за
счет этого столкновения?
5.
Антите́за, антите́зис (от др.-греч. ἀντίθεσις «противопоставление») — риторическое противопоставление,
стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи,
заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов,
состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.