Мы не знаем точно, кто автор «Слова о полку Игореве». Но когда я читаю это бессмертное творение древнерусского патриота, то представляю скромную монашескую келью, скудно освещенную колеблющимся пламенем свечи. За столом — седовласый старец, склонившийся над рукописью. В моем представлении автор «Слова» и пушкинский Пимен-летописец словно родные братья. Оба горячо любят отчизну, оба гордятся ратными подвигами и мирным трудом своих предков, оба хотят, чтобы наша славная история не была забыта. Читая «Слово», мы как будто воочию видим древнюю Русь: бескрайние степи, колосящиеся поля, многоводные реки; слышим воинственные призывы молодых князей и мирное «золотое слово» многоопытного Святослава. Сердце заставляет тревожно биться звон мечей, топот копыт, крики воинов. Мы всей душой сочувствуем Ярославне, разделяем с ней боль утраты и надеемся на чудо — возвращение из плена князя Игоря. Старина оживает в нашем воображении. Киевская Русь конца XII века — высокоразвитое, но уже ослабленное княжескими междоусобицами и набегами кочевых племен государство. Общерусская власть великого князя Киевского еще не исчезла полностью, но ее влияние на поведение и политику князей уже ослабло. Трагедия Киевского государства — в разъединенности, разобщенности князей, не думающих об общих интересах. Так, в 1185 году храбрый молодой князь небольшого Новгород-Северского княжества Игорь Святославович решил добиться славы, в одиночку разгромив половцев. С небольшими силами, не посоветовавшись с Киевским князем Святославом, он отправляется в дальний поход на половцев, «замыслив» дойти до берегов Черного моря и вернуть Руси когда-то принадлежавшие ей земли у Керченского пролива. Читая «Слово», мы видим, как князь Игорь «вступает в золотое стремя и едет по чистому полю». Ничто не может заставить его одуматься, даже солнечное затмение, предвещавшее, как тогда считали, трагедию. Волнующая ночь перед боем, напряженное ожидание сражения... И вот туманным утром «русские перегородили великие поля своими красными щитами». Они ринулись в битву, «ища себе чести, а князю — славы». Одержана победа, но тревога, предчувствие будущего поражения не покидает нас. И вот начинается второй, решающий, бой. Кажется, что враждебные ветры «земли незнаемой», как живые существа, «веют с моря стрелами» на воинов Игоря. Содрогнулась земля, замутились реки, прах лег на поля... Отвлекая нас от описываемых событий, автор вспоминает об отдаленных временах, когда только начинались братоубийственные распри и «от княжеских крамол сокращалась жизнь человеческая. Тогда по Русской земле редко перекликались пахари, но часто вороны каркали, деля между собою трупы...» Рассказчик предвидит, что неудача Игоря приведет к еще более тяжким последствиям, к еще большему ослаблению Руси. Вот почему с таким сочувствием и пониманием вслушиваемся мы в «золотое слово» мудрого Святослава Киевского, который сумел на время пресечь междоусобицы и отогнал кочевников в глубь степей. Поэт, называя слово Святослава «золотым», подчеркивает, что в нем заключены особенно значительные, государственные мысли. Автор «Слова» вместе с князем Киевским призывает всех русских князей объединиться, вместе выступить «за землю Русскую, за раны Игоревы» и сообща разгромить врагов. И, словно в ответ на этот призыв, звучит рассказ о побеге Игоря из плена, который воспринимается как начало перемен. Из летописей известно, что Игорь, вернувшись из плена, вначале заехал в Новгород-Северский, затем в Чернигов и только потом отправился в Киев к Святославу. «Слово» же, умалчивая об этом, оставляет впечатление, что князь прямо из плена устремился в Киев, чтобы покаяться перед старшим из князей и заключить с ним союз против половцев. Такое завершение событий в произведении, видимо, отвечает горячему желанию певца видеть Русь объединенной под властью одного сильного князя и способной дать отпор любому врагу. Вся поэма, посвященная прошлому, обращена к будущему, пронизана заботой об этом будущем. Звучат последние строки «Слова», и, кажется, оживает темная монастырская келья, наполняется красками и звуками глубокой старины. Бессмертное творение древнерусского мыслителя-патриота приобщает нас к славному прошлому, учит гордиться героической историей своего народа. «Минувшее», настоящее и будущее родины сплетаются в единую