Первые паровозы Стефенсона и Черепановых стали большим прорывом в области техники. Это были первые устройства, которые стали применять в качестве тяговой силы поездов на железных дорогах. Традиционно считается, что первый паровоз появился благодаря стараниям английского инженера Георга Стефенсона. Несколько паровозов он сконструировал в течение 14 лет - в период с 1814 до 1828 года. Все они начали курсировать по небольшим линиям, относящимся к промышленным предприятиям. Первые паровозы Стефенсона и Черепановых имели крупные недостатки. На их основании невозможно было создать работоспособный локомотив. Только в 1825 году Стефенсон организовал первый паровозостроительный завод в городе Дарлингтоне, где был построен паровоз «Локомошен», пущенный по Столеон-Дарлингтонской железной дороге. Отличная работа этой железной дороги стала импульсом для широкого распространения железных дорог и паровозостроительных заводов.Образцом для последующих паровозов стала «Ракета» - паровоз, сооруженный Стефенсоном в 1829 году. Через пять лет на Выйском заводе русским механиком Мироном Ефимовичем Черепановым был построен первый отечественный «сухопутный пароход», или паровоз, целиком из отечественных материалов. Первые паровозы Стефенсона и Черепановых начали завоевывать популярность и доверие. Спустя 6 лет началось строительство второго паровоза. Он был больше своего предшественника за счет увеличенного котла, соответственно, более мощным. Вскоре испытательный путь, где экспериментировали со своими паровозами Черепановы, был разобран по инициативе подрядчиков конского извоза, которым строительство железной дороги было не выгодно. Вскоре начались работы по строительству железного пути между Царским Селом и Петербургом. Первые паровозы Стефенсона и Черепановых сделали возможными дальнейшие работы по оснащению территорий России железными дорогами. Работами руководил Франц Герснер, австрийский инженер. Он был хорошо знаком с устройством железных дорог в Германии и Бельгии и считал, что ширина колеи в этих странах не позволяет создать паровозы максимально эффективной конструкции. Поэтому он выбрал более широкую колею и переделал под нее составы, заказанные в Англии и Бельгии.Герстнер хотел добиться того, чтобы паровозы были в состоянии возить несколько пассажирских вагонов, вмещающих 300 пассажиров. К 1837 году паровоз мог вести состав в 23 вагона. Пассажиры занимали 12 вагонов, а остальная часть была отдана под загрузку домашним скотом. С тех пор поезда регулярно курсировали между Кузьминым и Павловским селом. Осенью 1837 года состоялось торжественное открытие Царскосельской железной дороги. В следующий период поезда ходили только по праздникам. Устройство паровозов подразумевало 2 цилиндра. Каждый из первых паровозов, ходивших по Царскосельской дороге, имел название. «Проворный», «Богатырь», «Слон», «Стрела», «Лев», «Орел». Позже названия заменили номерами и буквенной серией. Вторая железная дорога была построена между Варшавой и австрийской границей. Протяженность этого участка составляла 308 км. Дорога была построена с использованием стефенсоновской колеи. По этой железной дороге до 1901 года ходили только заграничные паровозы. Следующим этапом развития железнодорожного сообщения в России стало строительство магистрали Москва-Петербург. Здесь впервые проявилась общая для всех железных дорог России, которые строились впоследствии, закономерность: колея дороги имела ширину в 5 футов. Предложение о такой конструкции было выдвинуто либо российскими инженерами, либо консультантами из Америки. Такой выбор может объясняться соображениями стратегической безопасности или удобством ширины в круглое число. Железнодорожное строительство стало для России большим толчком к дальнейшему индустриальному прогрессу. Первый паровоз в России стал величайшим достижением, положившим начало новой эре.