После кризиса
1847-48 гг. в Англии наступил длительный
экономический подъем. Мануфактурное
производство окончательно вытесняется
фабриками, оснащенными машинами. Англия
стала первой и единственной в мире
индустриальной державой. Она далеко
опередила в своем экономическом развитии
все страны и не имела в мире сколько-нибудь
серьезных соперников в области
производства и сбыта товаров. К концу
60-х гг. Англия добывала угля приблизительно
в 5 раз больше чем Германия, и в 4 раза
больше чем США. Она держала в своих руках
половину мирового производства чугуна.
В 1856 г. англичанин Бессемер изобрел
конверторный способ изготовления стали,
который был проще и дешевле мартеновского,
применяемого ранее. Бурный рост английской
металлургии был связан в первую очередь
с постройкой железных дорог и развитием
судоходства, как в Англии, так и в других
странах. Все больше металла требовалось
для изготовления паровых машин, фабричных
станков, конструкций мостов и т.п. Те же
потребности стимулировали и угледобычу.
Не опасаясь
конкуренции, Англия заключала фритредерские
торговые договоры с другими государствами.
Снижение таможенных пошлин на ввоз
хлеба в Англию, привело к отмене
ограничений на ввоз английских
промышленных товаров в другие страны,
таким образом они получили открытый
доступ на все рынки мира. Англия стала
мастерской мира, мировым извозчиком и
мировым банкиром. На английских дорогах
появились телеграфные столбы, в 1866 г.
была закончена прокладка кабеля через
Атлантику, а в 1867 г. открыта телеграфная
связь с Индией.
В 1850 г.
стоимость английского вывоза равнялась
197 миллионам, а в 1870 г. — 244 миллиарда
фунтов стерлингов. Ввоз хлопка в Англию
за те же годы увеличился более чем в два
раза. Соответственно увеличилось число
хлопчатобумажных фабрик и занятых на
них рабочих. В 1860 г. Англия одна потребляла
на своих фабриках столько же хлопка,
сколько все остальные страны вместе
взятые. Вывоз шерстяных изделий вырос
более чем в два с половиной раза. Вывоз
железа и стали поднялся в четыре раза.
О роли Англии как поставщика машин для
других стран можно судить по тому, что
в 1850 г. стоимость вывезенных ею машин
составляла 1 миллион, а в 1870 году — 5,3
миллиона фунтов стерлингов. Промышленный
переворот в Англии завершался тогда,
когда другие страны только вступали
на этот путь и потому предъявляли
повышенный спрос на машины, оборудование
для промышленных предприятий, железных
дорог. Все это ввозилось из Англии и
пользовалось широким спросом. Не случайно
Англию в это время называли «мастерской
мира».
Большую роль
в быстром развитии внешней торговли
сыграло открытие в это время золотых
россыпей в Калифорнии и в Австралии.
Вместе с тем поступательное развитие
промышленности и торговли и в эти годы
сопровождалось экономическими кризисами
в 1859, затем в 1867 г., но периоды спада
продолжались не долго и сменялись
экономическими подъемами. В Англии
быстро росло количество миллионеров,
богатела и средняя торгово-промышленная
буржуазия. Происходил быстрый рост
финансовых компаний, которые участвовали
в создании железных дорог, фабричной
промышленности, выдавали займы, вкладывали
капиталы за границей.
Большое
количество свободных капиталов в стране
позволяло вкладывать их не только в
промышленность, но и в сельское хозяйство.
Лендлорды получали большие доходы со
своих поместий, сдавая земли в аренду
фермерам. В Англии к этому времени уже
преобладало крупное фермерское сельское
хозяйство, экономически более выгодное
и технически более передовое. Однако
удельный вес сельского хозяйства в
экономике Англии по мере ее индустриализации
все уменьшался. В 1851 г. численность
сельского и городского населения была
почти одинаковой, а уже в 1871 г. процент
городского населения вырос до 61,8%.
Такого перевеса численности горожан
над сельским населением не было тогда
ни в одной, другой стране мира.