Анализ показывает, что «китайская модель» экономики заключает в себе четыре основных направ — ления развития, которые взаимозависимы друг от друга. В литературе эти направления обычно пред — ставлены в виде отдельных моделей [1], но если мы рассматриваем китайскую модель экономики как целое, то правильнее трактовать эти составляющие как «направления развития». Особенность данных направлений заключается в том, что они учитывают, во-первых, особенности политики и государствен — ного управления, а во-вторых, особенности национального менталитета. В данной статье сделана по — пытка критического анализа существующих направлений.
1. Роль государства в управлении, или как встречается в литературе «модель развития под руковод — ством правительства». Правительство оказывает огромное влияние на развитие экономики (как прямое, так и косвенное). Данная модель в какой-то мере согласуется с кейнсианской теорией, что рыночной экономике не свойственно равновесие, обеспечивающее полную занятость. Поэтому государство долж — но регулировать экономику воздействием на совокупный спрос: увеличение денежной массы, снижение
ставок процента (стимуляция инвестиционной деятельности) [2], и при бездействии рынка правитель-
ство должно оказывать прямое, необходимое вмешательство и регулирование народного хозяйства.
Вмешательство в экономику и регулирование народного хозяйства правительством КНР проводится путем принятия законов и правил, которые направлены на поддержании порядка на рынке. В экономи — ческой отрасли государственное регулирование касается финансовой политики, денежного обращения, налогообложения и т. п. Политика государства строится на том, что для развития экономики достаточно
обеспечить занятость населения, сохранять стабильность цен на товары и следить за балансом внешней торговли.
Отраслевые ведомства при правительстве проводят постоянный контроль и мониторинг народного хозяйства, в то же время они сами выступают как самостоятельные участники рынка в виде крупных государственных отраслевых компаний, например министерство железных дорог, министерство энергии и ресурсов. Главным инструментом вмешательства правительства в экономику являются государствен-
ные предприятия. В настоящий момент только общие основные средства государственных предприятий уже превышают двадцать тысяч миллиардов юаней (не включая региональные и муниципальные пред — приятия).
В инвестиционной политике страны государственное управление является наиболее весомым. Хотя после проведения реформы и внедрения политики открытости доля государственных инвестиций посто — янно снижается по отношению к частным инвестициям, но все равно остается достаточно большой