В двух планах, романтическом и реальном, дана картина битвы Мцыри с барсом.
В ней и героика борьбы, «упоение в бою» , в ней и великий трагизм двух сильных,
смелых, благородных существ, почему-то вынужденных проливать кровь друг друга.
И с уважением говорит Мцыри о своём достойном противнике:
Но с торжествующим врагом
Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу!. .
Но сцена битвы и вполне конкретна, как картина битвы горца, в котором заговорила кровь его отцов. Ведь Мцыри сын своего отважного народа. Он в детстве никогда не плакал. И такие рукопашные схватки были приняты среди хевсуров. Они носили на большом пальце железные кольца с зубцами, нанося в драке удары, не уступающие кинжальным. А рогатый сук, который схватил Мцыри, так же был, вероятно, орудием
драк горских подростков. И Мцыри бился с барсом, как было принято драться в его ауле. Он был достоин своих сородичей-храбрецов.
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов.
Именно среди бескрайних просторов в молодом горце пробуждаются воспоминания детства, проявляются утраченные в монастыре качества — сила, ловкость, смелость, мужество, умение искренне сопереживать и самозабвенно любить. Ему хочется петь, совершать подвиги, бороться, быть счастливым.
Блуждая по лесу, Мцыри возвращается к своей тюрьме, туда, откуда бежал три дня назад полный радужных надежд и мечтаний. Юноша объясняет причину своего поражения, сравнивая себя с цветком, “воспитанным в тюрьме”.
До мне печать свою тюрьма
Оставила.. .
На этой безжизненной почве ничто не может взрасти. Он жил несбыточными мечтаниями, а когда они рассеялись, ему ничего не остается как умереть.