1)Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. 2) Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.
3)Однажды ночью сидел я за письменным столом. 4) Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. 5) Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. 6) Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. 7) Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. 8) Потом я догадался, что слышал возню ежей.
9) Ежи — полезные зверюшки. 10) Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. 11) На зиму ежи засыпают. 12) Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.
(По И. Соколову-Микитову)
Задания.
1. Озаглавьте текст.
2. Какова основная мысль текста?
3. Укажите средство связи предложений 5 и 6.
4. Перечислите разноспрягаемые глаголы. Почему они так называются?
5. Выпишите из текста группами по 2-3 примера переходных и непереходных глаголов (словосочетания)
6. Выпишите по 2 глагола в форме настоящего и прошедшего времени и будущего времени. Определите наклонение.
7. Образуйте от выписанных в задании 6 глаголов форму условного наклонения. Как пишется частица бы с глаголами?
8. Найдите в тексте глаголы, употреблённые в форме повелительного наклонения. Объясните их правописание.
9. В каком наклонении глаголы могут оканчиваться только на –ите, а к каком – на –ите и –ете? Приведите примеры из текста.
10. Выпишите из последнего абзаца все глаголы, определите их вид и спряжение.
11. Выпишите глагол с суффиксом –ыва- Объясните его правописание.
12. Выполните синтаксический разбор предложения 12.
13. Подберите синонимы к словам: доноситься, радоваться.
14. Поставьте ударение в словах: премирует, звонят, формировать, баловать.
15. Определите значение фразеологизмов: куры не клюют, за тридевять земель, во весь дух, съесть собаку, стреляный воробей