Попалась эта небольшая книжечка в руки, и как-то сама собой прочиталась. Оторваться невозможно от такого живого и трогательного повествования.
Тема - маленький Артем Карташов - предстает перед читателем в возрасте восьми лет. Это "живой, как огонь", чувствительный, ранимый мальчик. С первого абзаца книги мы узнаем, как он боится своего отца, - тот применяет к Теме телесные наказания. Надо сказать, что отец - не варвар, он образованный и в общем-то неплохой человек. Но как человек военный (он генерал в отставке) против сюсюканья и сторонник строгого "мужского" воспитания.
Тема случайно сломал любимую орхидею отца. Какие мысли проносятся в его голове от страха, как он весь день мучается, пытается и оправдать сам себя, и избежать наказания - это надо почитать. Все-таки его проказы выходят наружу. Следует наказание. Цитировать нет смысла, но любому, кто считает телесные наказания допустимым средством воспитания, советую сунуть в нос эту главу книги.
Вообще эту книгу, хоть она и о детстве, я бы детям не стала читать. А вот родителям, воспитателям, - обязательна к прочтению. Писатель так тонко исследует детскую душу, что это способно дать родителям пищу для размышлений.
Выделяется в книге фигура матери. Она впервые хорошо описана в конце этой первой главы, когда прерывает наказание и запрещает отцу впредь трогать ребенка. Тему связывают с матерью доверительные, нежные отношения. Она хорошо понимает своего ребенка, и старается развить в нем добрые качества, но так, чтобы не унижать его человеческое достоинство. Помогает Теме осознать его недостатки (например, трусость), относиться к себе и к людям по-христиански.
В книге ней 12 новелл, каждая - как маленькая жемчужина. С какой стороны не подойди, все тут замечательно и удивительно. Психологическая точность и тонкость показа характера, душевных движения ребенка. Великолепный язык русской классической литературы. Увлекательная фабула с четкой нравственной составляющей.
Еще на одну невеселую мысль меня навело изображение гимназии, где Тема начал учиться ближе к середине книги. Как-то уж очень похоже на нашу среднюю школу: то же причесывание "под одну гребенку", то же невнимание в личности ребенка, та же скука, те же дикие шалости детей и отвратительное отношение к учителю. В ведь прошло 150 лет! Да, не все школы у нас такие, но в среднем ничего не изменилось. Заставляет задуматься.
Книга эта автобиографическая, и у нее есть продолжение, называется "Гимназисты". Прочитаю, поделюсь впечатлением.