К лучшим произведениям Пластова принадлежит картина «Ужин трактористов» . Это полотно отличается несложностью композиционного решения, ясностью образов людей, предельной простотой сюжета.
В самом деле, что может быть проще изображенного Пластовым. На землю спускаются сумерки, вспаханное поле потемнело, и свет заходящего солнца окрасил все в жгучие красновато-золотистые тона. Около трактора расположились на ужин тракторист и мальчик — его подручный, которым в поле принесла хлеб и молоко девочка в аккуратном белом халате. Сейчас для трактористов наступила блаженная минута недолгого отдыха: старший режет хлеб, парнишка следит за густой струей парного молока, которое наливает девочка. Вот и весь сюжет. Никаких сложных переживаний. Никаких острых житейских коллизий.
Этот незатейливый сюжет уже наталкивает на размышления. Художник посвящает свое произведение изображению труда простого человека, хотя сам трудовой процесс и не показан. Перед зрителем предстают люди, немало и успешно поработавшие за долгий день. Ему ясно, что труд этот нелегкий, что он потребовал и от тракториста и от парнишки больших усилий.
Однако даже при самом беглом взгляде на картину убеждаешься, как мало дает для ее понимания пересказ сюжета. Видимо, дело заключается в интерпретации этого сюжета, кстати не раз использовавшегося другими художниками. На чем же сконцентрировал внимание Пластов?
Конечно, прежде всего привлекают его люди, их облик, их состояние. Недаром художник поместил фигуры на первом плане и акцентировал их яркими цветовыми пятнами — белыми халатом и косынкой девочки, горячим красным цветом майки тракториста, светлым голубым пятном майки паренька.
Пластов расположил фигуры компактной группой, и это сообщило ей большую цельность. На первый взгляд кажется, что и тракторист, и парень, и девочке, занятые каждый своим делом, погружены в свои мысли и не связаны друг с другом общим действием. В самом деле, тракторист, не обращая внимания на остальных, бережно режет хлеб — быть может, в эту минуту его мысли далеко от работы, от вспаханного поля, от людей, расположившихся около него. Девочка старательно переливает молоко из бидона в кастрюлю, и только это, видимо, занимает ее в данный момент. Паренек, повалившийся в густую траву, предвкушает будущий ужин, все его внимание сосредоточено на молоке. Таким образом, в картине отсутствует единое действие в прямом понимании этого слова. Однако зритель не чувствует разобщенности в изображенной группе. Напротив, он ощущает ее единство. Очевидно, это единство определяет нечто более значительное, чем общее действие, а именно единство мыслей и чувств, интересов и стремлений изображенных людей.
Подобно тому как в дружной семье всегда ощущается глубокая близость членов этой семьи, что бы они ни делали в данный момент, так и героев картины Пластова объединяет такая же близость. Может быть, они и не родственники, но их облик настолько родствен друг другу, их действия и состояния так непосредственны и исполнены такой простоты, что сразу же ощущаешь одинаковый строй их чувств и помыслов.
Естественность внешнего облика, поз, жестов — большое завоевание Пластова в этой картине. Как часто можно видеть произведения, где герои словно поставлены на котурны, где они не живут своей жизнью, а разыгрывают пьесу, стараясь в точности выполнить все режиссерские указания художника. В произведении Пластова этого нет. Изображенные здесь люди таковы, какими их увидел автор в действительности и бережно перенес на холст.