Художественная
культура Китая впитала в себя основные духовные ценности, которые развивались в
учениях даосизма и конфуцианства. Близость к природе, стремление к духовному
совершенству, поиск гармонии в каждом явлении природы – будь то цветок, дерево,
животное – позволили сформировать совершенно уникальное эстетическое сознание и
художественную практику.
Идея
гармоничного соединения человека и природы пронизывает китайское искусство,
начиная от каллиграфии до живописи. Даже письменность в традиционной китайской
культуре рассматривается как особая область этики и эстетики.
Китайская
письменность (иероглифы) соединяла в себе этическое и эстетическое: по
своеобразию написания угадывалось душевное состояние автора, а стилизованным
формам письменности – каллиграфическим надписям – придавалось даже магическое
значение. И они хранились в каждом доме. Иероглиф выступает как идеальная
модель художественного произведения, в нем сочетаются строгость и простота
формы с глубиной и символичностью содержания.
Одним
из высших достижений древнекитайского искусства является живопись, в
особенности живопись на свитке. Китайская картина-свиток – это совершенно новый
вид искусства, созданный специально для созерцания, освобожденный от
подчиненно-декоративных функций. Основными жанрами живописи на свитке были
исторический и бытовой портрет, портрет, связанный с заупокойным культом,
пейзаж, жанр «птицы и цветы».
Китайский
портрет ханьской эпохи сочетал в себе реалистическую достоверность (так, фигуры
воинов из гробницы Цинь Ши-хуанди явно передают индивидуальные черты их
прототипов) и символичность, иногда граничащую с карикатурностью. Стилизация и
гротеск сделали возможным отстранение художественного творчества от каких бы то
ни было утилитарных соображений и определили в дальнейшем разнообразие
китайского искусства позднейших эпох.
В
китайской картине каждый предмет глубоко символичен, каждое дерево, цветок,
животное или птица является знаком поэтического образа: сосна – это символ
долголетия, бамбук – стойкости и счастья, аист – одиночества и святости и т.д.
Форма китайских пейзажей – вытянутый свиток – помогала ощутить необъятность
пространства, показать не какую-то часть природы, а целостность всего
мироздания.
Все
жанры древнекитайского искусства несли в себе глубокий нравственный смысл и
идею совершенствования человека, настраивали на особое восприятие; восхищение
природой, ее красотой и работой мастера. Наверное, поэтому красота китайских
пейзажей с их особой выразительностью и особой символикой вызывает восхищение у
европейцев, позволяет открывать им иное видение мира, иную эстетику.
Мы
рассмотрели восточный тип культуры на примере древних цивилизаций: Месопотамии,
Египта, Индии и Китая. При всем своеобразии их объединяет то, что в этих
цивилизациях развитие личности происходит в самососредоточении, самопознании,
гармонии с природой и окружающим миром, а не в преобразовании его.
Принципиально
иная позиция характеризует европейскую цивилизацию, европейский стиль мышления.
Позиция человека в европейской культуре – это позиция
активно-преобразовательная. Причем это преобразование касается не только
окружающей природы, но и общества, и самого человека.
Хотя в
европейской цивилизации, как и в восточных цивилизациях, целые периоды
формировались под воздействием религии и мифологии, именно здесь началась
борьба рационального опыта с мифом и появился человек нового типа.