ЗАВОЕВАТЬ ДОВЕРИЕ РЕБЕНКА
Доверие и любовь крепко связаны друг с другом. Эти чувства рождают в ребенке ощущение тепла и безопасности. Окруженный этим надежным теплом, ребенок обретает веру в свои возможности, спокойно растет и развивается, познает мир. Когда о ребенке заботятся недостаточно, он вынужден добиваться внимания родителей своими силами. При этом он действует неумело, не выбирает средств, часто прибегает к негативным формам поведения. Этим дети еще больше отталкивают родителей, и детское чувство растерянности и незащищенности только усиливается. Чуткие родители распознают потребность детей в дополнительном внимании и охотно идут с ними на контакт. Важно внушить детям любовь и доверие, пока те еще очень малы! Но никогда не поздно начать путь к завоеванию сердца ребенка. Направленные на это усилия предотвратят всевозможные проблемы развития и поведения и окажут целительное воздействие на личность ребенка.
Что же такое доверие? Доверие — это душевное спокойствие, достигнутое уверенностью в близком человеке. Ребенок впервые испытывает доверие по отношению к своим родителям, а затем ко Всевышнему. Так и взрослые доверяют Б-гу и знают: "Что бы Он ни делал, все для нашего блага"[1].
О глубоком человеческом доверии рассказывает в своей книге рав Авраам Дж. Тверски:
Прадедушка обычно доверял сватовство своих детей людям, чье мнение он высоко ценил (как наш праотец Авраам доверял мнению слуги Элиэзера). Но когда пришло время женить младшего сына, прабабушка запротестовала: Барух был общим любимцем, и она не хотела доверить его будущее никому чужому. Прабабушка сама принялась за поиски невесты для своею Баруха и вскоре нашла подходящую партию.
Спустя некоторое время девушка приехала погостить в соседнюю деревню, и сестры Баруха решили ее навестить. Вернулись они буквально в траурном настроении: девушка оказалась на редкость невзрачной. "Что мама натворила? Как она могла выбрать для дорогого Баруха такую неподходящую невесту?"
Прадедушка очень огорчился и немедленно отправил отцу невесты письмо, в котором просил устроить молодым людям встречу до свадьбы. В хасидских семьях это было неслыханным делом. Если бы такое предложил не Ребе с его престижем и авторитетом, а простой хасид, он никогда бы не получил согласия.
Однако сам Барух был против этой затеи: он не ставил под сомнение выбор своей матери. Однако прадедушка, поддавшись тревоге и беспокойству других членов семьи, напомнил сыну об обязанности слушаться родителей и потребовал, чтобы молодые познакомились.
Барух должен был подчиниться. Привезли невесту, позвали жениха. Тот вошел в комнату, поздоровался с невестой, пожелал ей счастливого обратного пути и вышел. Отцу и взволнованным сестрам он только сказал: "Если мама считает эту невесту подходящей, значит, и я ее одобряю ".
Дядя Барух и его жена прожили вместе долгую счастливую жизнь. И в их браке было гораздо больше любви и преданности, чем во многих других, начавшихся более романтично.
О том, что еврей должен уважать и почитать своих родителей, я узнал из Десяти Заповедей. А то, что следует доверять им, я понял по тому почтению, которое мой отец всю жизнь выказывал дяде Баруху[2].
Но дети не будут доверять родителям только потому, что они должны это делать. Доверие, как и любое другое чувство, возникает и закрепляется у детей только при соответствующих обстоятельствах и на соответствующей почве. Чтобы это чувство приобрело устойчивый характер, оно должно многократно повториться в сознании ребенка.