Задание 1. ббббббыыссстттрррреееййй
Назовите три основных рода литературы.
Задание 2.
Запишите выражения, в состав которых входят следующие персонажи мифологических рассказов: Авгий, Ахиллес, Сизиф.
Задание 3.
Определите жанр произведения по отрывку, назовите автора и название произведения:
а) И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.
б) Из того ли города из Мурома,
Из того ли села да Карачарова
в) Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут.
Задание 4.
Определите жанр, название произведения и его автора по приведенным перечням слов.
а) Зеркало, свеча, светлица, Светлана.
б) Отец Кондрат, Чуб, Касьян Свербыгуз, Солоха.
в) Муром, село Карачарово, Киев-град, Чернигов-град, речка Смородина, Одихмантьев сын.
Задание 5.
Запишите произведения, в названии которых встречаются числительные. Укажите авторов данных произведений.
Задание 6.
Определите стихотворный размер следующих строк:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают
Задание 7.
Объясните значение пословиц. Вначале их допишите.
На чужой стороне и весна.....
Лес рубят.....
До слова крепись, а....
Задание 8.
Прочитайте стихотворение Б.Пастернака.
Плетемся по грибы. Но время в сентябре
Шоссе. Леса. Канавы. Отмерено так куце!
Дорожные столбы Едва ль до нас заре
Налево и направо. Сквозь чащу дотянуться.
С широкого шоссе Набиты кузовки,
Идем во тьму лесную. Наполнены корзины.
По щиколку в росе Одни боровики
Плутаем врассыпную. У доброй половины.
А солнце под кусты Уходим. За спиной
На грузди и волнушки Стеною лес недвижный,
Чрез дебри темноты Где день в красе земной
Бросает свет с опушки. Сгорел скоропостижно.
Гриб прячется за пень,
На пень садится птица.
Нам вехой – наша тень,
Чтобы с пути не сбиться.
Определите значения выделенных слов.
Подберите к ним синонимы.
Постарайтесь объяснить выбор автором именно этих слов.
Задание 9.
В стихотворении Б.Пастернака найдите олицетворения, объясните их употребление.
Задание 10.
Объясните следующие строки:
Где день в красе земной
Сгорел скоропостижно.
Как называется это выразительно-изобразительное средство?
Задание 11.
Как вы думаете, почему в этом стихотворении так скупо использованы выразительно - изобразительное средства?
Что поэт называет земной красотой?
Задание 12.
Прочитайте стихотворение Я.П.Полонского.
По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись – не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.
Грянул гром – по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели…
Выберите из предложенного списка 3 понятия, наиболее соответствующие идейно-художественным особенностям стихотворения Я.П.Полонского «По горам две хмурых тучи…». Объясните ваш выбор.
Аллегория / Градация / Олицетворение
Аллитерация / Динамика / Хорей
Афоризм / Ирония / Эпитет
Гипербола / Многоточие / Ямб