Пушкин повествует о типичной
житейской ситуации. Замужество Маши Троекуровой — обычный для дворянской среды
брак “по неволе”. Троекуров принуждает Машу, влюбленную в разбойника
Дубровского, выйти замуж за ненавистного ей князя Верейского. Писатель поставил
проблему семейного бесправия, вопрос о праве влюбленных на счастье независимо
от разделяющих их общественных барьеров и предрассудков, затронул актуальную для
европейской литературы 1830-х годов тему борьбы любовной страсти и
нравственного долга.
Центральной фигурой конфликта
является Кирила Петрович Троекуров, ставший “злым гением” и для Дубровских, и
для собственной дочери. Образ старинного русского барина —воплощение
самоуправства и самодурства. Крупный помещик, привыкший повелевать всей
округой, убежден, что любой человек, стоящий ниже его на социальной лестнице,
обязан беспрекословно повиноваться ему. В семье он такой же деспот, как и в
отношениях с соседями-помещиками. Чувствуя себя абсолютно безнаказанным,
владелец Покровского ни в грош не ставит честь и достоинство людей независимо
от их сословной принадлежности.