Комедия Александра Сергеевича Грибоедова "Горе от ума" стала событием в
русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим образцом
обличительного, сатирического ее направления. И. А. Гончаров писал, что в
комедии "главная роль, конечно, - роль Чацкого, без которой не было бы
комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов". В образе Чацкого Грибоедов
впервые в русской литературе во весь рост показал "нового" человека,
воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против
реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры
человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни,
воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и
на человеческие отношения. Это - образ смелого и непримиримого борца за
дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров
и крепостников, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не
смирившегося перед ним.
Именно Чацкий воплотил черты такого "нового" человека. В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием - и со стороны хозяина и
со стороны его дочери. Его первые взгляды вызывают резкий отпор Фамусова и его гостей, а пылкая любовью Софье наталкивается на холодное равнодушное отношение с ее стороны.
По Чацкому "век минувший" характеризуется всеобщем страхом покорностью и раболепством - ведь "тот и славился, чья чаще гнулась шея! ". "Век нынешний", по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство. В это он пока еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы он поймет, что "Молчалины господствуют на свете", что "прошедшего житья подлейшие черты" еще имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве. Под "веком нынешним" Чацкий понимает; революционно-освободительное течение русской общественной мысли конца 10-х начала 20-х годов XIX века. Эти страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова: "Он вольность хочет проповедать! ".
Примечателен монолог Чацкого "А судьи кто? ". Чацкий страстно обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себя человеком "нынешнего века". В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: Где, укажите Нам, отечества отцы.. .Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи!
Кто это - мы? Кого здесь имел в виду Чацкий? "Судьям", которые непримиримы к "свободной жизни", он противопоставляет молодое поколение, идущее другими путями