Советская внешняя политика имела две главные опоры - мессианскую коммунистическую идеологию, ориентированную на мировую революцию и глобальную экспансию, и богатейшую ресурсную базу, позволявшую в течение длительного времени поддерживать военно-политическую мощь. По мере угасания надежд на мировую революцию марксистско-ленинская идеология, являвшаяся первоначально стержнем внешней политики Советской России, стала постепенно замещаться не менее экспансионистскими и изощренными геополитическими расчетами, сохранявшими прежний идеологический характер.
К концу 80-х гг. XX в. коммунистическая идеология утратила привлекательность для большей части населения, а страна отстала от Запада на решающих направлениях научно-технической революции. Совокупное действие этих причин и предопределило крах нежизнеспособной тоталитарной системы.
Распад советской сверхдержавы отвечал интересам Соединенных Штатов, но его организация была им не по силам. Более того, происшедшее с СССР оказалось во многом неожиданным для американского правящего класса и спецслужб, в течение длительного времени стремившихся осуществить такой сценарий на практике Крупнейшая геополитическая катастрофа XX в. вызвана действием внутренних факторов, а не инспирирована извне.
Провозглашение Верховным Советом РСФСР 12 июня 1990 г. суверенитета России по отношению к СССР было, по существу, первым шагом на ее пути от имперского государства к национальному. С выходом на международную арену в качестве самостоятельного государства Россия оказалась перед необходимостью геополитического самоопределения, адекватного ее возможностям и устремлениям. Оно предполагает позиционирование в геополитическом пространстве, выбор цивилизационных ориентиров, вектора внешней политики. Более гомогенный, чем в СССР, этноконфессиональный состав населения является важной предпосылкой формирования впервые в истории России нации-государства.
Внешнеполитическое самоопределение зависит не только от России, но и от процессов в ближнем зарубежье, политики других государств, прежде всего основных центров силы, общей ситуации в мире, тенденций глобального развития.