Образ сакской царицы дербиков (одного из массагетских племен) один из самых литературно-богатых и интересных.
Томирис правила племенем после смерти своего мужа. Экспансия иранских Ахеменидов во главе с Киром в Средней Азии начала доходить и до независимых сакских племен, не подчинявшихся никому.
Племена эти кочевавшие по безграничным просторам Азии, лихие наездники, прекрасные стрелки, воинственные и красивые люди послужили прототипами для многих мифических персонажей. В том числе для кентавров и амазонок. Древние греки, сталкивавшиеся с табуном лошадей внезапно приближавшимися и принимавшими образ наездников, на самом деле первоначально прятавшимися за спинами лошадей наделили их чертами людей-коней. А поскольку в военных стычках саков женщины участвовали наравне с мужчинами, придумали про племена амазонок, наделяя их сверхъестественной красотой, удалью, отвагой и силой.
Также греческие источники наделяют саков непонятными и противоречивыми чертами, благородством, гостеприимством, жестокостью, непримиримостью, коварством, трусливостью, простодушием, отвагой и честностью. В одном иранские и греческие источники сходятся – они наделяют эти племена необыкновенным свободолюбием и замечательными военными качествами.
Понятно, что философия и уклад жизни этого народа чересчур сильно отличался и от греческого и даже от иранского, хотя последние были родственным народом, и имели схожие языки.
Саки – объединение скифских племен, с их общинным строем жизни, избираемыми вождями, были кочевниками. Они собирались в одно грозное племя только перед лицом общей опасности. Четыре крупных племени, с независимыми вождями, избиравшимися путем голосования. В таких случаях избирали общего вождя, и на время войны, либо стихийных бедствий полностью подчинялись ему. Права наследования у саков не было.
Томирис была вдовой такого вождя, и была избрана саками вместо своего погибшего мужа.
Степи, на которых кочевали саки, граничили с набравшим силу Ахеменидским Ираном, во главе с царем царей Киравушем (Киром) . То было начало расцвета Иранской империи, продлившейся вплоть до прихода Александра Македонского.
Кир, талантливый полководец, хороший дипломат, примерный зороастриец, родоначальник Ахеменидского культа, схожего с тождеством фараона – Осириса, на тот момент пожинал плоды своей бурной деятельности, результатом которых был небывалый доселе рост Иранской культуры и основание еще одного культа – Ариев (Иран – Аиран) – благословеннейшего из народов, культ который оставил свои следы и ярко проявил себя особенно в 20 веке, правда, уже совершенно другим народом. Могли ли древние иранцы, даже предположить, что когда-нибудь их место в истории могут занять народы, про которых они, скорее всего, вынесли бы вердикт варваров?
По сравнению с кочевыми саками иранцы были развитее, как к примеры скажем те же римляне по сравнению с галлами. Саки были пастухами, и весь экспорт их состоял из мяса и кожи. Будучи отличными стрелками и наездниками, саки также иногда экспортировали наемных солдат. Религия у саков была примитивна и проста. Не предусматривались жрецы, храмы. Вождь племени, старейшины совершали все необходимые обряды. Кодекса поведения как такового не было, был лишь совет племени который и решал что хорошо а что плохо, основываясь на действия предков.
В Иране процветал зороастризм, передовая религиозная идеология своего времени, совершенный механизм дуализма легко разъяснял все явления природы, человека и общества. Покоренные народы строили для иранцев прекрасные дворцы, сады же каждый иранец возводил сам, и даже Кир ежедневно посвящал определенное время уходу за деревьями: сажал, поливал, в общем работал с землей, поскольку в Авесте данное деяние считалось «благословенным» .
У иранцев были сформированы определенные правила поведения в обществе, строго соблюдалась иерархия – саки вели себя естественно и попросту не имели понятия субординации.
Иранцы были горды, высокомерны с другими народами, но любезны и дипломатичны, и считали себя –