12. 1) Небольшая птица летела на меня, но вдруг испуганно метнулась в другую сторону. 2) Ветер гнул деревья и осыпал с них листья частым дождем. 3) Знакомство с прикладным искусством должно не только развивать разум и воспитывать чувство прекрасного, но обязательно пробудить в человеке жажду серьёзного труда. 4) Паренек говорил всё громче и громче, хотел быть услышанным.
13. 1) Мы поднялись, открылась картина
2) Идет снег, деревья стоят
3) Дышалось, птицы заливались
4) Набежала туча, брызнул дождь
В предложениях 2,3 и 5 второстепенный член предложения относится к каждой части сложного предложения, в предложениях 1 и 4 - только к одной из частей. Именно потому, что в предложениях 2,3 и 5 второстепенный член предложения относится к каждой части сложного предложения, запятая не ставится.