Славяне разводили крупный рогатый скот и свиней, а также
лошадей, занимались охотой и рыболовством. В повседневном быту славяне широко использовали
так называемый ритуальный календарь, связанный с аграрной магией. В ней отмечались
дни весенне-летнего сельскохозяйственного сезона от прорастания семян до жатвы и
особо выделялись дни языческих молений о дожде в четырех разных сроках. Как и все
народы, находившиеся на стадии разложения первобытнообщинного строя, славяне были
язычниками. Языческая культура восточных славян была богатой и разнообразной. В
ее недрах накапливались первые знания наших предков о природе и человеке. Зачатки
астрономических, медицинских, биологических, технических, географических знаний
заключались в языческих представлениях. Они лежали в основе всей жизнедеятельности
людей, ими определялись циклы работ, формы строительства жилья, обычаи, обряды и
т.д.
Славянская мифология и религия формировались на протяжении
долгого периода в процессе выделения древних славян из индоевропейской общности
народов во II—I тысячелетии до н. э. и во взаимодействии с мифологией и религией
соседних народов. Таким образом хронологический обзор данного исследования охватывает
II-I тыс. до н.э.(период формирования славянской мифологии).Поэтому, в славянской
мифологии имеется значительный индоевропейский пласт. Предполагается, что к нему
относятся образы бога грозы и боевой дружины (Перун), бога скота и потустороннего
мира (Велес), элементы образов близнечного божества (Ярило и Ярилиха, Иван да Марья)
и божества Неба-Отца (Стрибог). Также индоевропейскими по сути являются такие образы,
как Мать Сыра-Земля, связанная с ней богиня ткачества и прядения (Макошь), солнечное
божество (Дажьбог), и некоторые другие. Полудица.
Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше было переждать.
Было у древних славян особое мифическое существо, которое строго присматривало,
чтобы в полдень никто не работал. Это Полудица. Ее представляли себе девушкой в
длинной белой рубахе или наоборот - косматой страшной старухой. Полудицы побаивались:
за несоблюдение обычая она могла наказать, и жестоко - теперь мы называем это солнечным
ударом.Дом, всегда являвшийся защитой, убежищем, в поверьях противопоставлялся всему
остальному, чужому. Он был первой заботой любого мужика, решившегося выделиться
из прежней семьи.