Состояние грунтов изменяется во времени под действием нагрузок, которым они подвергаются, находясь в сооружениях, а также под влиянием погодно-климатических факторов, изменения температуры и влажности.
Земляное полотно автомобильных дорог чаще всего возводят из мелкозернистых грунтов, крупность частиц которых не превышает 2 мм. Крупнообломочные грунты, где преобладают частицы крупнее 2 мм и содержатся обломки каменных пород, встречаются преимущественно в горных районах. Физико-механические свойства грунтов, как это показано В.В. Охотиным, в основном определяются количеством и свойствами содержащихся в грунтах глинистых частиц. Даже небольшое содержание глинистой фракции существенно влияет на гидрофильность, прочность, водонепроницаемость, набухание грунтов. Высокая активность глинистых минералов объясняется не только большой удельной поверхностью, но и особенностями их внутреннего строения. Внутреннее строение и удельная поверхность находятся в связи с минералогическим составом глинистых частиц.