Картина «Жнецы» – это еще один пример, подтверждающий значимость
образа русского крестьянина для Венецианова. Подобных крестьян и тему
жатвы мы можем заметить и на многих других его работах.
Во время
прогулки по полю художник был очарован видом двух простых
крестьян-жнецов, любующихся красотой присевших на руку жницы бабочек.
Это были Анна Степанова и ее сын Захарка. Именно они затем и позировали
художнику.
Первое, что
многим бросается в глаза – это те самые бабочки, которыми деревенский
паренек любуется, затаив дыхание. Алексей Гаврилович изобразил их таким
образом, что при первом взгляде на картину не сразу понятно, нарисованы
они или реальны!
В лице мальчика, смотрящего через плечо матери,
мы можем видеть восторг, бесконечный интерес к этим пестрым бабочкам. Он
еще очень молод и видит весь мир как одну прекрасную композицию, каждый
элемент которой так хочется рассмотреть и познать.
Мать Захарки
наклонила голову к сыну и смотрит в сторону, снисходительно и легко
улыбнувшись. Черты лица и ее взгляд выражают доброту, скромность и
усталость от многочасовой работы.
Густыми и уверенными мазками
автор создает крестьянскую одежду: у матери – потемневшую от работы
белую холщовую рубаху, желтый платок на голове и русский сарафан из
лоскутков, а у сына – черную однотонную рубаху. Такими же мазками
созданы и серпы в руках крестьян, и свежее скошенные колосья за их
спинами. Все эти предметы помогают легко понять и проникнуться сюжетом
картины.
Лаконичность картины и впечатление, производимое ею,
усиливается благодаря умело подмеченным Венециановым деталям. Достаточно
сравнить нежные запястья и кисти матери и грубые обветренные пальцы
сына, или жар на лице уставшей женщины, или колечко и бусы крестьянки,
стремящейся к красоте. Произведение буквально поглощает смотрящего,
заставляя проникнуться атмосферой завороженного созерцания.